Вы здесь

Как в Канаде эволюционировала толерантность по отношению к представителям разных социальных групп

В фокусе

В середине июля в Варшаве на протяжение трех дней проходила «Школа талерантнасці для беларускіх журналістаў — 2.0». Организатор мероприятия — инициатива “Журналісты за талерантнасць”. Тема нынешней школы: «От языка вражды в СМИ до преступлений на основе ненависти. Философские основы 'убийства словом'».

Одним из приглашенных экспертов стал редактор из Канады Роберт Милкович. Лектор рассказал об эволюции культуры, прав человека и толерантности в Канаде, ''ныне прекрасном месте для жизни''. Сделал он это на примере 4 социальных групп у которых была очень незавидная судьба. Это «коренные нации» (индейцы), эмигранты из Китая и Японии, а также ЛГБТ. Роберт Милкович сделал акцент на том как со временем трансформировалось отношение к этим социальным группам.

Mediakritika.by приводит фрагменты из выступления эксперта из Канады. Мы передаем истории о канадцах японского происхождения и ЛГБТ:

 

ИНТЕРНИРОВАНИЕ ЯПОНЦЕВ В КАНАДЕ

Интернирование — принудительное задержание большого количества людей на территории страны. Фактически — содержание под стражей.

Очень много японских эмигрантов приезжало в Канаду на заработки перед Второй мировой войной. Они были рыбаками в Японии и приезжая в Британскую Колумбию продолжали рыбачить здесь. Сначала европейское сообщество Канады чувствовало угрозу от китайского сообщества, затем стали чувствовать угрозу от японских эмигрантов. С одной стороны, была угроза расизма и ксенофобии в обществе. С другой — белое сообщество боялось, что японские эмигранты все равно остаются лояльными к японскому императору.

Когда стало очевидно, что скоро начнется Вторая мировая война, паранойя выросла до такой степени, что белое сообщество начало думать будто японские эмигранты откроют врата и помогут японскому же флоту войти в Канаду. Канадское и американское правительства своим гражданам японского происхождения дали статус вражеских элементов. Они запретили японскому сообществу издавать собственные СМИ и т. д. Боялись, что японские власти будут присылать инструкции и они будут распространяться через эти СМИ. А в Канаде не было никого, кто бы мог читать по-японски. А затем власти решили послать всех людей японского происхождения в тюрьму, этакие гетто. У людей отобрали имущество и бизнес, а у уже имевших канадское гражданство и его.

После окончания войны перед властями Канады и США стал вопрос: а что дальше делать с этими людьми? Первый вариант — депортировать обратно в Японию. Но многие ведь родились в Канаде, выросли тут и даже по-японски не разговаривают. А еще Япония была полностью разрушена после войны, она не имела средств принять этих людей. Второй вариант — оставить в Канаде, но заставить переехать из двух местечек, Британской Колумбии и Альберты, в середину страны — Онтарио. Компенсации за утраченное имущество не предусматривалось. В Онтарио людям японского происхождения было разрешено работать только на местных фермах. Местное население было не в восторге. Да и большинство новоиспеченных рабочих никогда не работали на фермах — они были рыбаками.

Довольно скоро после окончания войны японские канадцы стали самоорганизовываться. Они стали требовать извинений и компенсации за утраченное имущество. Но до 70-х годов большинство их правовых шагов отклонялось судами. Очень часто использовались глупые причины, суды просто находили технические ошибки чтобы отклонить жалобы. Но люди продолжали самоорганизовываться и когда была принята новая Конституция [об этом будет написано ниже в разделе про опыт ЛГБТ — MK.] успешных дел стало больше. Было подсчитано: японская диаспора понесла ущерб в $1.000.000.000 на современный пересчет.

В сентябре 1988 года тогдашний премьер-министр Канады встретился с главой японско-канадской ассоциации. Он принес извинения от имени правительства Канады и предложил пакет компенсации. Каждая жертва получила $21.000 — таким образом правительство откупилось всего $300.000.000. Также тем гражданам, которых депортировали в Японию, предложили вернуть канадское гражданство. А провинция Британская Колумбия принесла свои извинения лишь в 2012 году, не предложив никакой компенсации.

Почему так получилось? Культура прав человека и понимание необходимости компенсации ущерба за содеянные ошибки не достаточно развита. Я думаю, если бы это все происходило сегодня, то компенсация была бы гораздо бОльшей.

 

ОПЫТ ЛГБТ

Это мой город, Торонто во время гей-парада. Посмотреть на этот парад ежегодно приезжает около миллиона человек:

Но так было не всегда… Раньше ЛГБТ-сообщество жило на задворках общества. Был страх раскрытия, потому что тогда можно было потерять работу или семья могла от тебя отказаться. Бо´льшая часть общества думала, что ЛГБТ-люди или больные, или извращенцы. Власти рассматривали ЛГБТ-движение как риск для безопасности страны. Потому что, мол, геев зарубежные агенты смогут соблазнить быстрее. Во время холодной войны разработали технологию «Овощная машина». («Овощ» или «фрукт» - негативная кличка геев в Канаде.) Суть технологии была в том, чтобы вычислить — кто является геем, а кто нет. Когда кого-то из военных или чиновников подозревали в том, что они геи, подключали к ним машину похожую на детектор лжи и показывали фотографии мужчин и женщин. Так измеряли реакцию организма. Если аппарат говорил, что человек гей, его увольняли с работы. А если была высокая должность, то еще и в тюрьму сажали.

Никакой правовой защиты ЛГБТ не существовало. На лесбиянок смотрели как на проституток и наркоманок. Но не как на угрозу, а как на людей с огромными проблемами. А также ЛГБТ очень негативно показывали в СМИ.

А после в Канаде что-то изменилось…

- на этой фотографии 1982 года вы видите британскую королеву, которая также, формально, является главой нашего государства, и тогдашнего премьер-министра Канады, которые подписывают новую Конституцию. Она включала в себя Хартию прав и свобод — первую в нашей истории. Она же запретила дискриминацию людей по самым разным признакам. Таких как гендер, раса, этничность и т. д.

ЛГБТ стали более заметными благодаря своим акциям. Общество уже не смогло не замечать присутствие ЛГБТ-людей. Это изменило многие вещи на социальном уровне. Именно тогда люди поняли, что другие люди — просто люди. Такие же, как и они сами. И СМИ стали писать по-другому. Прекратились унижения.

Все общество может и не поменяло свое отношение, но изменило свое поведение. Потому что теперь были реальные правовые последствия действий на почве дискриминации. Да, были люди, которые сопротивлялись новой Конституции. Но постепенно все привыкли.

Еще в 1981 году полиция делала брутальные рейды по местам, где обычно собирались ЛГБТ. А в прошлом году глава полиции Торонто попросил прощения за те действия страж порядка:

Как все изменялось для ЛГБТ-сообщества? Это было связано с действиями активистов, а также с принятием новой Конституции. В 80-х годах сообщество стало видимым в обществе через организацию гей-прайдов и других акций. А после активисты начали активно использовать новую Конституцию - правовые инструменты борьбы за свои права. Особенно положение, согласно которому запрещена дискриминация по признаку сексуальной ориентации. И в начале 2000-х однополые браки начали признаваться легальными в разных провинциях. В 2005 году они были признаны легальными на национальном уровне.

ЛГБТ-сообщество не получило никаких извинений и компенсаций от правительства. Но оно ощущает как изменились политика властей и общее отношение населения. Те изменения, которых хотели ЛГБТ-активисты, произошли. Например, управляющий моей провинцией — лесбиянка.

Таким образом, если есть возможность в белорусскую Конституцию добавить фразу «Недопустима дискриминация по признакам сексуальной ориентации» - это станет отличной платформой с которой можно начинать перемены.

Синхронный перевод для присутствующих на мероприятии осуществляла Алина Стефанович

Записывал Антон Суряпин

 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: