Вы здесь

Авторское право в Беларуси: юридическая теория, практика и анализ контента на некоторых сайтах

В фокусе

19 сентября в Пресс-клубе Беларусь прошло первое обсуждение проблем отечественного медийного пространства в новом формате - «МедиаТок». В рамках данного формата в Пресс-клубе Беларусь раз в месяц будут проходить встречи с людьми из медиасферы, где будут обсуждаться больные вопросы. Встреча начала текущей недели была обозначена как "Кража без взлома. Как защитить авторов и производителей контента".

Партнером первого мероприятия стал Тыдзень беларускага мыслення . «Организаторы понимают 'мысленне' не как что-то философское, а предлагают всем поучаствовать в мышлении как процессе открытого обсуждения важных вещей, - подчеркнул главный редактор Беларусского журнала Андрей Александров. - К нам как медийным партнерам обратились организаторы и спросили, какие острые вопросы есть в медийной сфере… Проблема не всегда корректного заимствования контента лежала на поверхности».

 

Первый аспект встречи — юридическая теория. Как понимает авторское право белорусское законодательство? Какие юридические тонкости существуют применительно к контенту в нашей стране? Об этом рассказал первый спикер — юрист, адвокат Сергей Зикрацкий:

«Постепенно тех, кто не только интересуется нарушенными правами, но и готов их защищать, становится все больше. За последний год у меня было два кейса, которые дошли до судов. Многие кейсы были разрешены на уровне претензий.

Закон Об авторском праве говорит: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения». Здесь необходимо сосредоточить свое внимание на несколько моментов.

Во-первых, это результат творческой деятельности. То есть, предполагается, что объект авторского права создан благодаря творческому мышлению конкретного автора. В случае с кейсом Мотолько мы посмотрели, как на практике это работает. Здесь сложно сказать, потому что у каждого будет свое мнение. Журналист скажет: «Ну я же работал! Ходил на пресс-конференцию! Я вложил душу!» Другой скажет: «Какой тут результат творческой деятельности?!» Лично я никогда не оцениваю. Могу сказать свое мнение, но в случае спора вопрос будет решаться в суде с привлечением эксперта.

Во-вторых, авторское право возникает независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его отображения. Если вам не нравится произведение, это не значит, что оно не охраняется авторским правом. И независимо от формы. В законе Об авторском праве перечислены некоторые формы, но перечень не является закрытым. Главное — элемент творчества.

В-третьих, авторское право на произведение возникает в силу создания. И не требуется никакая регистрация произведения. Наличие или отсутствие знака © не означает, что произведение обладает или не обладает авторским правом.

КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Когда я выступаю с лекциями, говорю: для вас должна существовать презумпция. Она заключается в том, что у произведения есть правообладатель. И по общему праву произведение может быть использовано только с согласия автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Это правило.

Есть исключения. Они четко описаны в законе Об авторском праве. Самые распространенные случаи:

ЦИТИРОВАНИЕ. «Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования».

Меня часто спрашивают, как много можно процитировать? Я советую задать себе один простой вопрос: «А не много ли я взял?» Если вы отвечаете, «нет, не много, потому что без этого однозначно все потеряет смысл», тогда объем оправдан целью цитирования.

МЕСТО, ОТКРЫТОЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО ПОСЕЩЕНИЯ. «Фотографическое произведение, произведения архитектуры, изобразительного искусства могут быть воспроизведены, переданы в эфир или по кабелю, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях».

Вопрос — является ли интернет местом, открытым для свободного посещения? Разработчики закона говорили: «Мы имели ввиду музеи, выставки и так далее». По мнению многих, интернет также является местом, открытым для свободного посещения. Мария Колесова-Гудилина об этом расскажет ниже чуть подробнее. Я знаю, что в России интернет не признали местом, открытом для свободного посещения для целей этой статьи. Поэтому использовать найденную в интернете фотографию, ссылаясь на норму, по сути, нельзя.

ТЕКУЩИЕ ВОПРОСЫ. «Правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также произведения того же характера, правомерно переданные в эфир или по кабелю либо правомерно размещенные для всеобщего сведения в глобальной компьютерной сети Интернет, могут быть воспроизведены в печатных средствах массовой информации, переданы в эфир или по кабелю электронными средствами массовой информации, а также сообщены для всеобщего сведения иным образом в случае, когда такие действия не были специально запрещены автором или иным правообладателем соответствующего произведения».

Это должны быть статьи по текущим указанным в законе вопросам. Здесь очень важный момент: мы не можем просто так взять серьезную аналитическую статью, поскольку эта статья не по текущим вопросам. Мы не можем брать и развлекательную статью. Разработчики говорили мне: «Если вопрос актуален в течение недели-двух, то можно говорить о том, что это текущие вопросы. Если материал актуален дольше — вряд ли это подпадает под статью».

Второй момент — если перепечатка этих материалов не была специально запрещена правообладателем. Есть запрет — не можем перепечатывать полностью статью. Но можем взять цитату, на это запрета не существует.

Исключений, как видим, не много. Поэтому, возвращаясь к началу своего выступления: использовать чужие произведения можно с согласия автора и при условии выплаты ему авторского вознаграждения.

Последняя ремарка. Что не является объектами авторского права: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении».

Если вы взяли иностранца и проехались с ним по Беларуси, сделали фото и описали впечатления приезжего — это статья, подпадающая под действие авторского права. Ее нельзя просто так украсть. Но если кто-то из другого СМИ возьмет другого иностранца, сделает другие фото (пусть даже и похожие) и придет к схожим выводам — в этом нет нарушения авторского права».

 

От юридической теории участники встречи перешли к юридической практике. Мария Колесова-Гудилина, адвокат Антона Мотолько в недавнем громком процессе, рассказала о практике защиты авторских прав:

«К сожалению, после дела Антона Мотолько многие фотографы пугаются защищать свои права. Но практика не на столько печальна. Фотографические произведения в Республике Беларусь защищаются. Бывает это редко, но метко.

Могу напомнить дело 2009 года, когда журнал «Pingouin» незаконно опубликовал фотографии Сергея Гудилина. Процедурно это выглядело так: подали претензию журналу — в претензии отказали — обратились в суд — была назначена экспертиза из трех экспертов — эксперты не признали фотографии результатом творческого труда — мы уличили одного эксперта в том, что он переписал свое заключение из Википедии — была назначена повторная экспертиза — она признала фотографии Сергея Гудилина результатом творческой деятельности — была взыскана компенсация и моральный вред.

По поводу прав. Они бывают двух типов: имущественные и личные неимущественные. Они разделяются и в теории права, и в способах защиты. Когда нарушаются имущественные права (воспроизведение, обнародование и т. д.), тогда имеем право требовать компенсацию от 10 до 50.000 базовых величин за каждое нарушение. Чаще всего просим взыскать по 10 базовых величин за каждое произведение. [210 рублей на 2016 год — авт.]

Когда нарушаются личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т. д.), можем взыскать моральный вред. Это оценочная величина, каждый автор имеет право сам ее оценить. Но с точки зрения практики, ее очень тяжело доказать.

Прежде чем говорить о практике защиты своих прав, я хочу коснуться тяжелого вопроса — формулировка статей в законе Об авторском праве и смежных правах. Потому что в теории права научные умы все время спорят, например: правильно ли сформулирована 6 статья закона, которая говорит о том, что должен быть результат творческого труда? Мы являемся членами Всемирной ассоциации интеллектуальной собственности, которая охраняет авторские права, в том числе, в соответствие с Бернской конвенцией, созданной в 1886 году! И там не называется такой признак как «результат творческого труда».

Возможно, когда-нибудь и у нас это изменится — тогда берегитесь редакторы!

Я бы хотела уточнить несколько моментов о случаях свободного использования контента. Даже если вы свободно используете любое произведение, вы должны обязательно указать автора. Это очень важно! Для каждого редактора и журналиста это должно быть как отче наш. Иначе это будет кража, которая не подпадает под случай свободного использования.

Что касается так называемого «открытого места». У нас есть разъяснения Верховного суда в форме вопросов и ответов. И уважаемый Председатель судебной коллегии по интеллектуальной собственности дает разъяснение: интернет не может быть признан местом, так называемым, открытым. Следовательно, фотографические произведения не могут быть использованы без указания авторства просто потому, что ты их нашел в интернете. Однажды был такой суд с фото из интернета, и он принял позицию истца.

По поводу статей по текущим политическим, социальным и т. д. вопросам. Сюда не подпадают фотографические произведения. И социальное это явление или не социальное — не важно. Запретила я под своей фотографией использовать ее или нет — тоже не важно. Есть четкие общие правила использования фотографических произведений - вы должны спросить разрешение, указать авторство и заплатить вознаграждение.

У судебной коллегии по интеллектуальной собственности Верховного суда дел очень мало. Потому что пугают пошлины - 5% от суммы иска по имущественным правам и 20 базовых величин по личным неимущественным правам, вне зависимости от суммы, пусть даже это будет 1 копейка. Не у всех фотографов есть такие деньги. Плюс, чтобы обратиться в суд, чаще всего нужно обратиться за квалифицированной юридической помощью. Это недешево.

Помимо обращения в Верховный суд есть еще два способа — административная и уголовная ответственность. Если вы узнали, что нарушается ваше авторское право, можете обратиться с заявлением в местное РОВД. Я не знаю случаев, когда нарушители были привлечены к административной ответственности. Но когда ваши фотографии и статьи используют в интернете, их могут и очень быстро удалить. Чтобы сделать скриншот нужно обращаться к нотариусу за актом описи — это очень дорого. К альтернативе в виде http://prioritet.com/by наш суд относится очень скептически. Если же вы обращаетесь с заявлением в РОВД, при вас будет произведен осмотр, будет составлен акт. Вам откажут в привлечении нарушителя к ответственности, но установят факт, что ваша статья или фотография находилась на сайте. Вы сэкономите себе средства. Это неплохой способ зафиксировать факт нарушения.

Многие считают, что в суд могут обращаться только авторы. Это не так. Авторских соглашений. Многие СМИ считают, что если у них есть никак не оформленный автор, который готовит контент, то в дальнейшем СМИ на правах правообладателя имеет полное право продавать материал куда угодно другим медиа. Нет! Между СМИ и автором должны быть очень четко оформлены взаимоотношения: это служебное произведение или нет? Должны быть четко оговорены права и обязанности работника и права и обязанности в отношении произведений, которые создаются журналистом или фотографом. Если вы, СМИ, надлежащим образом оформили свои права, имеете право уже как правообладатель обратиться за судебной защитой».

Журналист и медиаэксперт Павлюк Быковский по просьбе организаторов встречи и Беларусского журнала проанализировал контент некоторых белорусских онлайн-медиа на предмет заимствованного контента. Павлюк Быковский поделился с Mediakritika.by своей презентацией «Ацэнка арыгінальнасці кантэнту анлайн-выданняў».

 

В следующем материале Mediakritika.by расскажет о практике защиты авторских прав газетой «Комсомольская правда в Беларуси», порталом TUT.BY, сайтом CityDog.by, а также выберет самые интересные моменты из дискуссии в конце встречи по авторскому праву.

На встречу ходил Антон Суряпин

 

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: