ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Руководство для редакций, использующих дроны

Все чаще белорусские медиа используют съемки с дронов в своей работе. Благо, недавно принятые правила использования авиамоделей в Республике Беларусь довольно лояльны. Во всем мире дрон-журналистика не только активно внедряется в работы редакций, но и становится предметом пристального изучения.

Так, совсем недавно лаборатория дрон-журналистики Университета Небраски в Линкольне выпустила бесплатное онлайн-руководство по использованию беспилотных аппаратов в работе редакций. Mediakritika.by внимательно изучила руководство и предлагает краткий адаптированный перевод мануала.

 

Во введении авторы руководства говорят о безопасности как цели №1 любой операции с беспилотниками. «Безопасность персонала никогда не должна быть поставлена под угрозу. Если есть какие-либо сомнения, необходимо вернуть беспилотник в зону посадки и прекратить полет. Этическая журналистика — ответственная журналистика журналистика. Оператор дрона берет на себя ответственность за безопасность тех, кто рядом на земле и в воздухе».

 

КОМАНДА И ФУНКЦИИ

Исследователи говорят, что дрон-журналистика предполагает при запуске три роли: пилота, наблюдателя и журналиста. Роли может выполнять один человек, а может быть набрана команда из трех человек.

ПИЛОТ. Несет ответственность за все операции во время полета. Он определяет, годно ли к полетам воздушное судно и способно ли производить предполагаемые операции. Пилот отвечает за соблюдение всех правил и ограничений. Он информирует членов команды обо всех нюансах запуска.

НАБЛЮДАТЕЛЬ. Отвечает за мониторинг области запуска на предмет опасностей, которые могут поставить под угрозу полет, или людей, не являющихся частью команды. Наблюдатель обязан немедленно предупредить пилота, если в области полета появилось какое-либо воздушное судно, человек или транспортное средство. Наблюдатель обязан оставаться в пределах досягаемости пилота, ему не следует использовать радиосвязь.

ЖУРНАЛИСТ. Перед полетом несет ответственность за доведение информации о целях пилоту и за проверку результатов после посадки. Журналист определяет,
что необходимо для истории (материала) и сообщает об этом пилоту. Журналист может выступать в качестве наблюдателя.

 

ЭТИКА И ПРИВАТНОСТЬ

Дроны позволяют журналистам получать доступ к местам и точкам обзора, которые иначе могут быть вне досягаемости. Поэтому находясь в воздухе необходимо избегать действий, которые было бы невозможно совершить находясь на земле.

Далее авторы руководства рассматривают кодексы профессиональной этики. Особенно принципы, которые касаются сведения к минимуму вреда, который может нанести дрон-журналистика. Обобщив, можно сказать: вы должны уважать частную жизнь людей, не использовать БЛА в качестве инструмента для вторжения. Не летайте около окон людей, получите разрешение на полеты над частной собственностью где это практически осуществимо. Хотя было много спекуляции о том, как высоко над землей распространяется право на частную собственность, сейчас не существует четкого юридического прецедента, указывающего, где частная собственность заканчивается и начинается общественное воздушное пространство.

 

ОБЩИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Профессиональным работником с дронами является тот, кто тщательно планирует свою деятельность и действует предусмотрительно. Прежде чем приступать к использованию беспилотных летательных аппаратов, пилот и организация должны сделать несколько шагов. В первую очередь, пилот должен иметь практику работы с беспилотником, который будет использоваться. Первый полет не должен быть для формальной галочки. Знакомство с платформой имеет важное значение. Новостные организации, желающие использовать беспилотные летательные аппараты, должны говорить с местной полицией и пожарной охраной задолго до вылета, предупреждая службы о будущих сборах новостей с использованием дронов.

Общие операционные процедуры для беспилотных полетов разделены на секции: пред-выездные, дополетные, операции во время и после полета. Общие требования к каждой операции описаны в контрольном перечне, разработанном для обеспечения надзора за выполнением каждого шага.

ПРЕДВЫЕЗДНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Прежде чем приступать к любой операции с дроном, пилот с командой должны собрать информация о предполагаемом районе полета для обеспечения безопасной работы, которая соответствует государственным авиационным правилам. Для Беларуси актуально ознакомление с перечнем зон, запрещенных для использования авиамоделей в Республике Беларусь.

- МЕСТНОСТЬ

К вопросам о местности относятся следующие:
- Что здесь? Существует ли опасность для авиации?
- Что находится в воздушном пространстве?
- Если требуется, есть ли разрешение на управление воздушным судном?
- Если собираетесь пролетать над частной собственностью, есть ли разрешение на это?
- Сколько людей можно ожидать в районе полета?
- Каков ваш план, чтобы предотвратить полет над людьми?
- Вы взяли публично доступные воздушные базы области или основываетесь на опросах?

- Какая будет погода?
- Соответствуют ли погодные условия требованиям безопасности?
- Сила ветра ниже эксплуатационных максимумов, установленных изготовителем дрона, или вы руководствуетесь собственными оперативными принципами?
- Какова будет высота полета? Как она может повлиять на полезную нагрузку
во время полета?
- Вы учли влияние температуры воздуха на аккумуляторные батареи?

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ

Перед выездом на место запуска необходимо определить с командой цели запуска.
- Они должны быть конкретны. Какие снимки вам нужны?
- Как дрон улучшит вашу историю?
- В каком контексте съемки с дрона войдут в вашу историю?
- Сколько фотографий и видео требуется?
- Какие вопросы конфиденциальности вы можете предвидеть и какие шаги вы предприняли, чтобы уменьшить их?
- Какие этические вопросы вы можете предвидеть и какие шаги вы предприняли, чтобы уменьшить их?

- ЛОГИСТИКА

Перед отъездом в рабочую зону подумайте, какое оборудование вам нужно. Проверьте состояние вашего оборудования.
- Когда вам нужно быть на месте?
- Сколько времени займет дорога?
- Есть ли у вас достаточное количество аккумуляторных батарей для выполнения задачи?
- Они заряжены?

- БРИФИНГ

Пилот дрона отвечает за инструктаж персонала на каждом этапе полета. Пилот объяснят наблюдателю и журналисту их роли, а также то, что будет происходить во время полета.

Брифинг должен охватывать как минимум следующие вопросы:
- Кто какие функции выполняет во время полетов.
- Ожидания каждого члена экипажа.
- Общее описание района полета.
- Ожидаемая погода.
- Любые известные опасности. В том числе ветер, препятствия, известные места с высоким трафиком, любые близлежащие аэропорты или ожидание воздушного движения.
- Конкретные цели миссии, в том числе ожидаемые снимки.
- Любая известная информация о конфиденциальности или этических вопросах. И шаги по смягчению последствий.

- ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР

Перед отъездом в район вылета, пилот должен провести предполетный осмотр беспилотника. Он включает в себя проверку заряда батареи, проверку крепежных элементов, камеры и наличия памяти, достаточной для выполнения задачи.

 

ПРЕДПОЛЕТ

Эти операции должны быть проведены непосредственно перед полетом. Перед основным вылетом делается тестовый. Контрольный список повторяет некоторые пункты из предрейсового контрольного списка, например, осмотр дрона и некоторых поверхностей управления. Предрейсовая и предполетная проверки помогают обеспечить летную годность и послужат в качестве раннего предупреждения вопросов технического обслуживания и механических проблем, которые могут существенно повлиять на полет или вовсе отменить его.

Общие правила предварительного полета:
- Пилот несет ответственность за воздушное судно и за все вокруг него.
- Операционный персонал должен очертить площадку взлета и посадки
площадью не менее 3х3 метров и убедиться, что она свободна от мусора.
- Операционный персонал должен освободить зону от людей. Это пространство должно быть большим настолько, насколько пилот считает это необходимым.
- По приезду вы должны убедиться в верности прогноза погоды. Оценка высоты облаков — самая сложная задача. Если облака кажутся низкими, дрон лучше не поднимать высоко. Нельзя летать, если присутствует туман.
- Ветровые условия также различаются в зависимости от местоположения. Анемометр является ценным инструментом для измерения ветра на месте. Если скорость ветра в выше эксплуатационных пределов дрона, полеты запрещаются.
- Выключите Wi-Fi на всех устройствах. Активные WiFi устройства на могут помешать рабочей частоте 2,4 ГГц и видеопередаче с дрона на пульт управления.
- Перед взлетом убедитесь, что у компаса нет помех от металлических предметов. И что у дрона есть достаточно устойчивая спутниковая связь GPS.

 

ПОЛЕТ

- Наблюдатель обязан постоянно сканировать воздушное движение или препятствия. При обнаружении должен немедленно сообщить о них пилоту.
- Постоянно следить, чтобы во время полета на земле не было людей. При обнаружении должен немедленно сообщить о них пилоту.
- Постоянно проверять уровень батареи и при
разряде до 25% вернуть дрон на взлетно-посадочную площадку.
- Постоянно проверять параметры полета, чтобы гарантировать, что они остаются в рамках ограничений и оперативных целей.

При изменении условий команда должна обсудить изменения в оперативном плане. В то время как дрон находится в воздухе, пилот должен сосредоточиться на полете, а наблюдатель на опасностях.

 

ПОСЛЕ ПОЛЕТА

Послеполетный контрольный список разбит на три части: выключение беспилотника, осмотр воздушного судна и заполнение журналов. Ведение журналов является важной частью авиационной безопасности. Также они будут важным документом при обслуживании дрона.

 

ВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛОВ

Операции по ведению логов дронов могут быть разделены на три отдельные ветви. Они представляют собой журнал обслуживания, журнал батареи и журнал полета.

Журнал технического обслуживания

Журнал технического обслуживания представляет собой простой перечень вопросов, которые должны быть проверены между рейсами. Сюда следует отмечать любые технические вопросы. От необычного звука и необычно горячего двигателя при посадке до полного отказа какого-либо компонента. Журнал должен включать дату полета, марку и модель беспилотника, его регистрационный номер, идентификационный номер используемого аккумулятора, дату когда возникла проблема, сам вопрос, имя человека, который сообщил, дату ремонта, имя человека, который починил и примечания.

Журнал батареи

Журнал батареи служит предупреждением момента, когда аккумулятор становится изношенным, что может повлечь аварию. Со временем характеристики батареи дрона ухудшаются, соответственно, обеспечивая меньшее время полета. Полностью заряженные аккумуляторы, которые не используются в течение недели, также постепенно разрушаются. В журнале батареи следует отмечать дату, марку и модель дрона, регистрационный номер, количество полетов, процент оставшегося заряда аккумуляторов при завершении полета, общее время полета, скорость истощения батареи, любые признаки саморазряда и условия использования.

Журнал полета

В журнале полета будут записаны важные события от взлета до посадки. Каждый дрон должен иметь собственный журнал. Следует записывать дату полета, используемый аккумулятор, общее время полета. Каждая запись должна также включать заметки о полете: обзор миссии, условия полета, дальность, условия взлета и посадки (например, жесткая посадка).

 

Далее авторы руководства дают готовые шаблоны журналов. Посмотреть можно здесь.

 

 

Онлайн-руководство по использованию дронов в работе редакций защищено лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA 4.0).

Перевод/адаптация распространяется по этой же лицензии.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: