ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Почему беларусские медиа уделили столько внимания выборам в США

В фокусе

Утро девятого ноября в Беларуси, точнее в беларусских медиа, выдалось хлопотливым: далеко за океаном подсчитывали голоса, отданные избирателями за кандидатов на пост президента США. Десять, еще три, еще шесть голосов в копилку кандидата – социальные сети лихорадило. Клинтон? Трамп? А может быть все-таки Клинтон? Нет, уже точно Трамп…

Одни разочарованно вздыхали, другие кинулись в предсказания грядущего мирового апокалипсиса, третьи удовлетворенно потирали руки «А я вам говорил!»

Почему беларусские медиа вели прямые трансляции с чужих выборов, почему не спали социальные сети и как комментировали происходящее за океаном, разбиралась Mediakritika.by

 

Медиа отвечают запросам аудитории

По мнению политического обозревателя TUT.by Артем Шраймбан ничего удивительного в таком внимании к чужим выборам со стороны беларусских медиа нет.

- Мы – магазин, который ориентируется на интересы покупателей. Думаю, все видят интересы аудитории, по крайней мере, у нас, на TUT.by, статистика это подтверждает, что в последние дни перед выборами в США материалы о них набирали необычно большую популярность. И СМИ вынуждены следовать этой тенденции, - говорит Артем Шрайбман.

Журналист признается, что выборы в США с их  «непредсказуемыми политическими страстями», захватили и его самого: «Лично я сам следил за всей кампанией с большим интересом».

При этом, интерес отдельных медиа к выборам в Штатах, во много обусловлен не только высокой политизированностью аудитории, но и особенностями самих медиа.

-Ннапример,  «Радио Свобода», отчасти американское медиа, и такая проблематика им просто близка, - говорит Артем Шрайбман.

Журналист TUT.by также подчеркивает, что США – «это не самая обычная страна», и сегодняшний выбор может поменять многое в мире и регионе.

Между тем, по мнению Артема Шрайбмана, если бы сегодня в Беларуси происходили свои выборы, либо какое-то глобальное событие, то СМИ переключили бы свое внимание на это.

 

Интерес к этим выборам подогревают беларусские власти

Политический аналитик Naviny.by Александр Класковский говорит, что в целом про зарубежную политику беларусские медиа пишут так мало, что на этом фоне интерес к прошедшим президентским выборам в США выглядит неожиданно большим.

- Гэта такі сваеасаблівы беларускі ізаляцыянізм, мы кранаем гэтую замежную тэму толькі калі гэта наўпрост тычыцца беларускіх рэаліяў. Але на гэтых выбарах нават дзяржаўная прэсса “адцягваецца”, бо ў Беларусі няма сапраўдных выбараў. А тут можна пісаць яркімі яскравымі фарбамі пра яркую падзею, - говорит Александр Класковский.

По мнению аналитика, освещение выборов в США в государственных медиа Беларуси одобряется “сверху”.

- Бо сёння вельмі актуальнае пытанне паляпшэння дачыненняў са Штатамі, найперш, каб тыя паспрыялі атрыманню крэдыта МВФ. Ну і ўвогуле, каб пашырылася прастора для геапалітычнага манеўру, - поясняет аналитик.

Что же касается негосударственных СМИ, то здесь, по мнению Александра Класковского, срабатывают стереотипы и традиции.

- Тут спрацоўвае надзея на перамены, якая традыцыйна звязаная са знешнім чыннікам. Умоўна кажучы, Захад нам дапаможа. Ну, а ўвасабленне заходняй моцы – гэта Штаты. Асобнае пытанне, наколькі гэтая надзея апраўданая, але гэтая традыцыйная думка павялічвае ўвагу недзяржаўных СМІ, - говорит Александр Класковский.

 

Отечественные журналисты скучают по настоящей политике

Главный редактор «Беларусского журнала» Андрей Александров говорит, что в целом понимает интерес к выборам в США, поскольку Штаты «остаются самым мощным государством мира, а их президент – пожалуй, самым могущественным политиком на планете».

Между тем, отмечает редактор «Беларусского журнала», в Беларуси международные новости и аналитика «остаются далеко не самыми популярными материалами у аудитории».

Означает ли это, что беларусские медиа сегодня так много пишут об американских выборах несмотря на отсутствие интереса со стороны аудитории? По наблюдениям Андрея Александрова, да.

- Материалы о том, что происходит в мире, читаются заметно слабее, чем что-то о местных проблемах. Хотя не сказал бы, что это сугубо наша специфика. Во всем мире людям интересно в первую очередь то, что происходит дома, а уж потом – что там за семью морями. Но, мне вот кажется, что отечественные журналисты очень скучают по настоящей политике. В Беларуси ее практически нет. А очень хочется, чтобы была; чтобы работать, как учил великий IREX и чуваки из сериала The Newsroom, - говорит Андрей Александров.

И добавляет, что такая жажда работать порой играет с беларусскими медиа злую шутку. В своем желании работать по-настоящему, беларусские журналисты делают настоящими события, которые таковыми не являются.

- Поэтому и имитация наших выборов в беларусских медиа выглядит как всамделишняя избирательная кампания. Зайдешь на сайты – у нас выборы, оппозиция, коалиции, политическая жизнь кипит. Выйдешь на улицу – и близко нет ничего, никакой политики и выборов, - отмечает редактор «Беларусского журнала».

А что же социальные сети?

Президентские выборы в США не остались без внимания беларусских пользователей социальных сетей. Практически каждый второй пост в ленте автора этих строк пестрил разнообразными комментариями и рефлексиями на тему. 

Писатель Виктор Мартинович напомнил, что победу Трампа беларусы уже переживали.

Пресс-секретарь БАЖ Борис Горецкий посетовал на то, что пропала прекрасная редакционная "заготовка".

Медиаэксперт Ляксей Лявончик в свойственной ему манере успокаивал нервную публику, готовящуюся к Апокалипсису.

Блогер Дмитрий Галко иронично признавался, что ждет, когда ситуация, наконец, достигнет дна.

Правозащитник Алексей Козлюк также оптимизмом не отличался.

Редактор белорусской службы InformNapalm Денис Ивашин справедливо отмечал, что наши оценки происходящего за океаном очень сильно зависят о медийной парадигмы.

Но в целом жизнь в Интернете и в реале продолжалась, несмотря на все утренние страсти. Шоу, оно, конечно, must go on, но заокеанское от нас слишком далеко, чтобы поддерживать градус интереса.

Заглавное фото Reuter

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: