Вы здесь

В «Синего кита» теперь играют во всем мире. Что вообще происходит?

В фокусе

27 апреля полиция в двух графствах на юге Великобритании разослала по школам письмо, в которых предостерегла об опасности игры «Синий кит», которая якобы подталкивает подростков к суициду.

Истории о «Синем ките» стали популярны у российских школьников в конце 2016 года; большую роль в этом сыграл материал «Новой газеты» о «группах смерти» в социальных сетях. В 2017-м с подачи британской прессы «Синий кит» приобрел мировую популярность: об игре пишут в Германии, Франции, Чехии, Болгарии; очень популярной игра несколько месяцев была в Латинской Америке.

«Медуза» рассказывает, как «Синий кит» вышел за пределы России:

Игра «Синий кит» стала популярна у школьников и студентов младших курсов в России в конце 2016 года. Чтобы войти в игру, подростки оставляли кодовый хэштег на странице во «ВКонтакте», затем с ними связывались «кураторы» (часто скрывались под анонимными аккаунтами) и предлагали задания, связанные с нанесением себе порезов, просмотром печальных видео, рисованием китов и совершением самоубийства. Игра родилась в так называемых «группах смерти» — сообществах, в которых школьников якобы подталкивали к суициду по схожему алгоритму. Общественное внимание к «группам смерти» оказалось приковано в мае 2016-го после материала журналистки Галины Мурсалиевой, опубликованного в «Новой газете». Антропологи не раз отмечали, что рассказы о «Синем ките» носят характер городских легенд, «кураторы» — такие же молодые люди, как и игроки; суицидологи заявляли, что причиной детских самоубийств не могут быть «группы смерти».

В России «Синего кита» обсуждали на самом высоком уровне: президент Владимир Путин попросил правительство «принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида»; 19 апреля Госдума в первом чтении принялазаконопроект о склонению к самоубийству в интернете.

Как и в России, в Великобритании интерес к игре появился в связи с публикациями в СМИ. Документирующий различные мемы сайт knowyourmeme.com приводит хронологию роста популярности темы в англоязычном сегменте интернета. В 2016 году о суицидальных пабликах сообщали только русские медиа, рассчитанные на западного читателя: например, телекомпания RT выпустила телесюжет после статьи Мурсалиевой, издание Russia Beyond the Headlines опубликовало текстпосле ареста Филиппа Будейкина (он обвиняется в доведении подростков до самоубийства) в ноябре 2016 года.

В феврале 2017-го издание RadioFreeEurope выпустило репортажо «таинственном интернет-феномене» — именно в это время игра достигла пика популярности в русскоязычном интернете, распространившись на Украину, Казахстан и Белоруссию. 3 марта британский таблоид The Sun опубликовал текст «Синяя нация. Суицидальная игра „Синий кит“ связана со 130 детскими самоубийствами, и это лишь верхушка айсберга в мировой столице самоубийств, России». В The Sun, в частности, упоминались самоубийства двух несовершеннолетних девушек из Усть-Илимска в феврале 2017 года — местные полицейские и журналисты связывали их гибель с «Синим китом». В англоязычном сегменте интернета игра получила название «Blue whale challenge», задания в ней дает «master».

После публикации в таблоиде обсуждение развернулось на блог-площадках, например, пользователи Reddit перевели на английский язык 50 заданий, которые чаще всего «кураторы» выдают игрокам. Интенсивность запросов Blue whale в Google выросла как раз после статьи The Sun; интерес сохраняется по сей день.

Больше читать здесь

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: