ОБ АВТОРЕ

Журналист, обозреватель, специалист в области Public Relations.

Окончил биофак БГУ. Карьеру журналиста начал в 1995 году в журнале «Дело». Cотрудничал с «Белорусской деловой газетой» до ее закрытия, газетой «Московский комсомолец в Белоруссии», «Бизнес-леди», «Финансовый директор», «Детективной газетой», порталом BEL.BIZ, информационным агетством «Интерфакс».

Был собкором в Беларуси российского информагентства Stringer. Занимал должность заместителя директора радиостанции «Сталіца».

Работал PR-менеджером в «Международной финансовой корпорации» (IFC).

С весны 2010 года – собственный корреспондент в Беларуси российского федерального издания «Газета.Ru».

С января 2013 года – снова работает в БДГ (теперь под брендом «БДГ Деловая газета»).

Вы здесь

Телевидение новой реальности

В фокусе

Новая технологическая реальность быстро привносит в нашу жизнь многое – в том числе и совершенно новое телевидение. Ещё лет пять назад многие считали, что новые технологии (интернет и мобильные) поменяют в телеиндустрии только способ доставки контента, ну максимум – ещё и методики его монетизации.

Но теперь оказывается, что в прошлое уходят и прежние модели производства TV-контента. Действия технологических компаний приводят к тому, что «старые» телестудии рискуют остаться только в сериале The Newsroom.

Преданные зрители сериала The Newsroom помнят, что в последнем его сезоне герои вступают в смертельную схватку с молодым и алчным интернет-магнатом, который желает захватить телеканал, и которому наплевать на честную и независимую журналистику. Да, в сериале Уилл Макэвой, Маккензи Макхейл и их команда побеждают – пусть с большим трудом и жертвами. Но в реальной жизни дело обстоит, к сожалению, иначе.

Технологические гиганты – такие, как Apple, Netflix, Amazon, Facebook и Google, – всё активнее вторгаются в сферу оригинального TV-контента и пытаются конкурировать с традиционными медиакомпаниями за зрителей. При этом технологии монетизации зрительско-пользовательского интереса у интернет-компаний отработаны намного лучше, чем у традиционных медиа, которые до сих пор во многом зависят от рекламных агентств.

 

 

Apple

«Яблочная компания» давно присматривалась к телевизионному рынку. Сперва – разрабатывая и выпуская собственные телеприставки. Но проект Apple TV оказался не самым удачным – на рынке хватало подобных устройств для воспроизведения потокового мультимедиа-контента, более функциональных и дешевых. В итоге телеприставка не смогла завоевать рынок, и в первой половине 2016 года производство Apple TV было свёрнуто.

Вместо этого обитатели Купертино решили сделать ставку на контент (просто уйти из телеиндустрии – выше человеческих сил). В начале 2017-го газета The Wall Street Journal сообщила, что Apple собирается заняться созданием собственных фильмов и телепередач. Как оказалось, всю вторую половину 2016 года технологическая корпорация обсуждала с продюсерами покупку нескольких телепрограмм. Ранее Apple уже купила права на музыкальную телепередачу Carpool Karaoke. Также стало известно, чот компания хочет нанять опытных маркетинговых специалистов в сфере музыки и кино, чтобы продвигать свой контент. При этом речь идет не только о телепрограммах, но и о собственных фильмах, хотя пока это только предварительные планы. В Apple рассчитывают представить первый собственный TV-контент уже к концу 2017 года.

Как водится, представители «яблочной компании» публично не комментируют всё это. Но, по данным источников The Wall Street Journal, фильмы будут доступны подписчикам стримингового сервиса Apple Music – там уже присутствует ряд документальных фильмов. Однако, как считают американские эксперты, речь идет всё-таки об ограниченном количестве фильмов и телепередач.

Дело в том, что это вопрос бизнес-стратегии. И звучит он так: стоит ли Apple вкладывать миллиарды долларов для успешной конкуренции с Netflix или кабельными телеканалами? И с кем вообще Apple собирается конкурировать в первую очередь – с потоковыми видеосервисами, такими как Netflix, или с музыкальным потоковым сервисом Spotify. Пока Apple Music отстает от Spotify по количеству подписчиков: по данным на декабрь 2016-го, число подписчиков Apple Music составило 20 млн человек, у Spotify их более 40 млн.

Впрочем, 1 февраля топ-менеджеры Apple всё же раскрыли некоторые свои планы. Так, Тим Кук рассказал, что компания планирует вкладываться в оригинальный контент, отметив, что Apple TV делает упор на доход с абонентов. Вот что сказал Кук аналитикам в ходе телефонной конференции: «Что касается оригинального контента, мы лишь сделали первый шаг, создав некий оригинальный контент для Apple Music, который выйдет через год. Мы учимся на нем и будем из него исходить. … Мы выпустили новый Apple TV год назад и довольны успехами этой платформы. У нас ещё много чего запланировано для неё, но это долгий путь, зато у нас уже есть чёткая платформа, от которой можно отталкиваться. Для 150 млн платных подписчиков есть ряд сторонних услуг, в некоторых из них мы экономически участвуем, предлагая нашу платформу для продажи и распространения. Бросив пробный шар, мы узнаем много нового о бизнесе оригинального контента и думаем о ролях, которые могли бы в нем сыграть».

Рискну предположить: Apple сейчас старается «уйти в контент», чтобы справиться с замедлением своего традиционного бизнеса. В 2016-м продажи iPhone, основного продукта компании, замедлились прежде всего из-за конкуренции со стороны других производителей, в основном в Китае. Тогда же Apple, кстати, пробовала решить проблему «одним махом», попытавшись купить медиа-корпорацию Time Warner. Но та предпочла заключить сделку с AT&T.

 

Facebook

Ещё в начале 2015 года появились все признаки того, что социальная сеть Facebook готовится стать крупнейшим в мире масс-медиа. Контент на первых порах был, конечно, чужим – команда Марка Цукерберга договаривалась с The New York Times, BuzzFeed, National Geographic и рядом других СМИ о размещении их контента на страницах соцсети. Уже на тот момент почти 86% от мировой аудитории соцсети в 1,4 млрд человек составляли мобильные пользователи. То есть Facebook реализовывался как универсальная мобильная платформа для всевозможных коммуникаций.

При этом социальная сеть начала уходить от упора на user-generated content, благодаря которому Facebook и сделал такую блестящую «карьеру». И особенно ярко это проявляется сегодня в сегменте видеоконтента. Так, совсем недавно стало известно, что социальная сеть не зря последние несколько лет активно инвестировала в популяризацию видео на собственной платформе. Сейчас Facebook – на пороге запуска двух десятков собственных шоу (предположительно они появятся уже в июне), которые будут выглядеть «как телевизионные».

Конечно, сам Цукерберг не будет бегать с телекамерой: производителем телеконтента стала одна из крупнейших мировых медиа-компаний Conde Nast. Сейчас также ведутся переговоры и с другими участниками этого рынка – соцсеть не хочет зависеть только от одного поставщика контента. Известно, что одни из готовящихся к запуску шоу будут простыми и недорогими в производстве, для других же запланировано участие в съёмках звёзд класса «А».

Также в сегменте TV-контента Цукерберг делает ставку на всё, что связано со спортом. Хотя трансляции американского футбола компания была вынуждена уступить Twitter, сейчас Facebook пытается договориться о еженедельных трансляциях бейсбола.

Ранее информагентство Bloomberg сообщало, что руководить направлением телевизионных шоу для трансляции в собственной социальной сети в компании Facebook Inc. наняли одного из руководителей MTV Мину Лефевр. До этого она в должности вице-президента курировала сценарии всех программ на телеканале. Но в феврале 2017-го Лефевр перебралась в Менло-Парк, то есть в штаб-квартиру Facebook в штате Калифорния. Там она будет работать в паре с Рики Ван Вином, сооснователем юмористического сайта CollegeHumor.

 

Прочие американские

Apple и Facebook – не единственные IТ-компании, занявшиеся производством видео самостоятельно. Недавно стало известно, что собственные шоу будет выпускать YouTube, получившая поддержку главных американских звезд. С недавних пор свои сериалы и фильмы делает Amazon, а Netflix в 2017-м инвестирует в производство контента под собственным брендом уже $1 млрд. Последние две компании за свои инициативы даже удостоились высшей награды в киноиндустрии – премии «Оскар».

Другие IT-проекты стараются не отставать. Созданный только в 2014-м, но уже очень популярный в США vox.com (имеет 38,4 млн просмотров в месяц) сейчас всё более концентрируется на видео. Мультимедийный контент позволяет «зацепить» посетителя сайта и донести до него ту или иную позицию наиболее эффективно. Из-за этого издание большое внимание уделяет развитию собственного YouTube-канала.

Аналогичные проекты уже выпустил в эфир Snapchat. В 2016 году каждую серию шоу Good Luck America смотрело в среднем 5,2 млн пользователей, в 2017 году шоу The Rundown – уже 8 млн. Имеем в виду, что 75% этих зрителей попадает в «лакомую» возрастную категорию 13-24. Поняв, где сейчас молодая аудитория, телекомпания NBCUniversal инвестировала в Snapchat $500 млн. Сейчас Snapchat прорабатывает около ста форматов – от стэндап-комедий до сериалов. Спорт, правда, пока планируют не трогать. В интервью Variety директор по эксклюзивному контенту Snapchat Шон Миллс сказал: «Если у нас всё получится и это сработает, нас будут копировать. Мы ничего не сможем с этим поделать. Нужно будет ускорить процесс и двигаться дальше».

 

Rambler

В русскоязычном сегменте интернета (кроме, к сожалению, Байнета) идут схожие процессы. Например, издание «КоммерсантЪ» рассказывает, что в середине мая компания Rambler&Co приобрела мажоритарную долю в российской платформе для управления и монетизации видеоконтента Eagle Platform (ООО «Далтон Медиа»). Сама «Далтон Медиа» была создана ещё в 2008 году. На основе собственной облачной платформы компания вывела на рынок два продукта: интернет-проект «ЯTV» (b2c-сервис прямых трансляций, российский аналог Livestream.com) и видеоплатформу для корпоративных клиентов Eagle Platform. В 2013 году сервис «ЯTV» был закрыт – компании не удалось монетизировать проект, и с 2011 года она переориентировалась на корпоративный сегмент.

Сейчас Eagle Platform используется порталом «Рамблер», «Живым Журналом», изданиями «Лента.ру», «Газета.ру», «Афиша», «Чемпионат» и другими – то есть всеми теми интернет-медиа, которые входят в группу Rambler&Co. В числе «сторонних» клиентов сервиса – телеканал «Дождь», издания «Ведомости» и «Комсомольская правда». Теперь в планах Eagle Platform – расширение функционала, выход на новые рынки, более глубокая интеграция с другими направлениями и проектами Rambler&Co.

Конечно, любой TV-бизнес, в том числе в интернете, требует больших капиталовложений. В 2008 году «Далтон Медиа» получила посевное финансирование в размере $2,2 млн при оценке всей компании в $3,2 млн. В 2011 году Prostor Capital дополнительно вложил в компанию $1,3 млн при оценке $3,5 млн. В 2013 году вся компания оценивалась в $12-15 млн. В презентации для инвесторов Prostor Capital прогнозировал, что к 2016 году стоимость компании должна вырасти до $84 млн.

Eagle Platform работает по модели software as a service (SaaS), когда правообладатель платит сервису за раздачу и хранение контента, и в этом случае не предусмотрена модель revenue sharing (разделение доходов). Конкурирующая структура – российская сеть дистрибьюции видеоконтента Pladform, – напротив, не взимает плату за хранение и раздачу контента, а позволяет правообладателю получать доход от рекламы в плеере. С этим сервисом сотрудничают «Одноклассники», «ВКонтакте» и сайты ряда телеканалов.

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: