ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Татьяна Репкова: Есть идея, лучше занять эту нишу, пока ее не заметит конкурент

Интервью

Основатель Клуба Медиа-менеджеров, автор книги «Новое время», бывший директор отдела исследований и информационного менеджмента во Всемирной ассоциации газет и издателей новостей медиаэксперт Татьяна Репкова с начала 2017 года является главным тренером «E-School: Школа медиаменеджмента». Проекта ставшего возможным благодаря усилиям партнеров из Беларуси, Украины и Германии.

В июне текущего года состоялся первый выпуск студентов Школы, среди которых были и действующие медиаменеджеры, и те, кто только делает карьеру в этом направлении. Mediakritika.by поговорила с Татьяной о том, чем беларусская Школа отличалась от подобных проектов в соседней Украине, почему медиа важно иметь четкую редакционную политику и возможен ли в Беларуси успешный медиабизнес.

- Татьяна, недавно выпустившая первый набор студентов беларусская Школа медиаменеджмента – не первый проект такого рода, в котором вы принимаете активное участие и являетесь главным тренером, и, если можно так выразиться, приглашенной «звездой». Если сравнивать, к примеру, с украинским проектом, есть ли у нашего какие-то принципиальные отличия? Корректировалась ли программа курса исходя их беларусских реалий?

- Принципиальных отличий нет, так как управление медиа может быть либо профессиональным, либо любительским – не смотря на то, в которой стране. Это всегда было так, а тем более в нынешнем глобальном мире. Но так как существуют разницы между странами – давайте их здесь называть социально-экономическими – нам надо их учитывать. Потому в первой беларусской E-School мы уделяли больше внимания некоммерческим проектам, которые живут за счет благотворительности, а не занимались управлением финансами, именно с точки зрения бухгалтерии.

- Чему учит Школа? И на кого она рассчитана в первую очередь?

- Из самого ее названия понятно, что она рассчитана на медиаменеджеров, то есть всех, кто в медиа должен заниматься планированием, организацией, координацией, контролем и работой с персоналом. Причем как в самой редакции, так и в коммерческих отделах, и также в высшем звене управления. В первую очередь мы стремимся заинтересовать своей программой топ-менеджеров, так как в их руках реальная власть. Стремимся научить их  новым подходам и методам организации рабочих процессов, применению этих навыков на практике. Потому что остальные сотрудники итак пойдут за хорошими менеджерами. А наоборот это, к сожалению, не работает. Начальник вряд ли будет подчиняться предложениям своих подчиненных.

- Тот модуль, который ведете вы в паре с беларусским тренером заместителем директора БелаПАН Андреем Александровым, про стратегическое планирование. И этот модуль идет первым в структуре Школы. Почему стратегическое планирование для медиапроектов так важно? Может ли медиа сформулировать стратегию своего развития «в процессе»?

- Да, может. Если медиа-проект уже существует, всегда можно – а иногда даже надо – переоценить его стратегию. Теоретически, конечно, лучше сначала определить стратегию, а потом начать проводить ее в жизнь. Но таким образом даже Цукерберг не создавал Фейсбук. Если у тебя есть идея, и ты почувствуешь, что на рынке такого проекта пока нет,  лучше занять эту нишу, пока ее не заметит конкурент. Мы с командой таким образом запустили успешный проект деловой газеты в Словакии в начале 1990-ых. Но одновременно надо заниматься и формулировкой своей стратегии: что мы делаем? для кого? есть ли у нас достаток ресурсов - денег, времени и энергии, чтобы наш проект стал самодостаточным? или нам придется его закрыть через пару лет, после исчерпания изначальных ресурсов?

Немалую часть своего модуля вы посвящаете проработке редакционной политики в медиа. По вашему, кому, в первую очередь, нужна четко прописанная редакционная политика? Менеджерам, журналистам, читателям?

- Четкая редакционная концепция и политика в первую очередь нужна менеджерам и журналистам, которые должны понимать, что мы освещаем и для кого мы работаем. В зависимости от того, как успешно они смогут проанализировать рынок и применить этот анализ в проекте, аудитория их либо найдет и примет, либо покинет навсегда.

Вы участвовали в работе всех четырех очных модулей Школы, а также в процессе дистанционного обучения, организованного в системе Moodle. Каковы ваши оценки организации учебного процесса в Школе и мотивации, вовлеченности в учебу первой группы студентов? Чего не хватило Школе?

- Первая школа медиаменеджмента была отлично организована с точки зрения логистики. Участники были высоко мотивированными: выполняли домашние задания почти всегда без дополнительных напоминаний и вовремя. Надо отметить, что все участники имели навыки работы с разными цифорвыми инструментами, и это помогало быстро выполнять онлайн-задания и экономило драгоценное время очного обучения. Однако, первая Школа показала, что двухдневные очные сессии – слишком коротки. И мы решили добавить к ним в каждом модуле обучения еще по одному дню.

Можно ли сегодня сказать, что Школе удалось подготовить группу профессиональных медиаменеджеров, которые уже завтра смогут реорганизовать работу в своих медиа и проектах?

- Некоторые из наших студентов начали реорганизовать работу своих редакций или применять новые подходы уже на второй день первой очной встречи. Именно с такой целью обучения и построена программа Школы. Лучшая теория управления без ее практического применения не имеет для медиа значения.

Возможен ли в Беларуси, на ваш взгляд, успешный медиабизнес? И какие условия для этого необходимы?

- Смотря на такие проекты как TUT.by, ответ ясный – «Да!» В основном – условий для этого всего два. Первое – четко понимать, что наступил конец эпохи СМИ, тое есть средств массовой информации. СМИ и медиа – это разные понятия. В настоящее время новый медиа-бизнес не всегда начинается с творческого производства контента, а например с онлайн-площадки, на которую удается привлечь аудиторию, благодаря которой проект начинает зарабатывать деньги. А уже с помощью этих денег можно начать развивать и качественный контент. Второе условием –  свободный мощный рынок, который всех расставляет по своим местам.

- Какие проблемы в медиаменеджменте Беларуси вы бы отметили?

- Основная проблема, мне кажется, в том, что некоторые медиа-менеджеры действуют как будто вне рынка, в каком-то изоляции. Либо им не хватает знаний о маркетинге, либо опыта в нем, либо и того, и другого. Конечно, если бОльшая часть производства валового внутреннего продукта страны в руках государства, недостаток опыта медиа-менеджеров с маркетингом является почти естественным. Но все-таки, большая часть – это не 100%. Так что кроме недостатка примеров для подражания,  непонимание рынка нечем оправдать.

- С какими проблемами сталкиваются современные редакторы в мире? Можем ли мы в Беларуси избежать их? Или придется учиться на собственных ошибках?

- Тенденции медиа в мире одинаковы, как одинаковы и проблемы редакторов: постоянный вопрос, какие новые бизнес-модели придумать, чтобы зарабатывать деньги? Всегда лучше учиться на ошибках других, а не на собственных. И у беларусских медиа в этой связи есть явное преимущество: они могут изучать кейсы медиа в других странах, которые являются медиа-новаторами, изучать их опыт и ошибки, чтобы избежать подобного у себя.  

- Кого бы вы хотели видеть участниками второго набора Школы медиаменеджмента?

- Генеральных директоров и коммерческих директоров медиакомпаний, заведующих отделов рекламы, маркетинга, продвижения. Мне кажется, что медиа все-еще руководят главные редактора. Они, конечно, тоже топ-менеджеры, но их функция – создавать контент. Редакция прямо не зарабатывает деньги, она их тратит. A кто приносит доходы, чтобы проект кормить?

 

Справка Mediakritika.by

«E-School: Школа медиаменеджмента» - совместный проект учреждения "Центр дополнительного образования взрослых "Студия полезных компетенций", общественной организации "Центр "Третий сектор", Магистерской программы по медиакоммуникациям Украинского католического университета (Львов, Украина) и Минского международного образовательного центра им.Й. Рау при поддержке Deutsche Welle Akademie.

Подать заявку на обучение в Школе можно здесь

Фото – Ольга Корсун

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: