ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Девушка и Куропаты

Интервью

Одна современная белорусская девушка, 20-ти лет, вышла на улицы Минска и спросила своих сверстников: «Что такое Куропаты?».

Она думала, тут же услышит, как разрушаются памятники и мемориальные знаки в этом печально знаменитом урочище, на месте массовых захоронений жертв сталинского террора 1937-1941 годов. Она так думала.

Но действительность превзошла все ожидания. И не только этой самой девушки, но и многих белорусских граждан. Что именно она услышала, можно посмотреть на сайте телеканала «Белсат» либо на портале YouTube.com. Ну, а для тех, кто не хочет смотреть, вот короткая выжимка разговора:

Э-э-э, от слова куропатка?

Что-то с животными связано, кажется.

Э-э, живность?

Какое-то место, возможно. Возможно какой-то праздник. Не знаю....

Это там либо деревня была, сожженная фашистами, что-то в этом роде.

Куропаты? Кушанье какое-то такое, по-моему, национальное. Наверно, кушанье.

Куропаты – место, где в войну были расстреляны наши воины, партизаны и так далее.

Это массовые захоронения людей после репрессий неизвестно с чьей стороны, вообще досконально неизвестно, с чьей стороны были произведены эти репрессии, но в любом случае это место надо уважать и охранять.

Ну, это, наверное, птица какая-нибудь, которая вокруг Карпат обитает, например.

Связано с животными? Нет? Тогда без понятия

Куропаты? Куропаты… Куропатки? Птички? Нет, я не знаю.

Гэта месца такое, дзе ў 30-40-х гадах расстралялі 250 тысяч чалавек.

Птицы. Это не, это по ходу народ такой есть.

Ну, это может быть отдых какой-нибудь, отдыхательный центр может какой.

Как говорится, имеет место казус.

И резонанс. Что и говорить, прозвучало. Посещений названных ресурсов – уйма, и количество их продолжает расти. Активное обсуждение в социальных сетях продолжается.  

Наш разговор - с Анной, автором этого опроса.

Анна: Этот ролик просмотрели очень многие люди. На сайте «Белсата», на странице этого канала в сетях, на сайте «Нашай Нівы», на Еврорадио, в «Солидарности». Самое бурное обсуждение было в сетях. Например, «В контакте», группа РЧСС – «Революция через социальные сети». Все пытались ответить на вопрос: почему это вообще стало возможным?

Э.М.:Так или иначе, но это действительно стало возможным. Медицинский факт, что называется.  Но ведь в том-то и дело, что интервью, взятое Вами на улицах, вызвало бурную реакцию. И это тоже факт.

Анна: Да, посещений и комментов – тысячи и тысячи.

Э.М. Сейчас хотелось бы как-то разобраться в тех оценках, которые прозвучали в Интернете.  Они ведь тоже что-то говорят о нашем обществе?

Анна: Есть люди, настроенные весьма радикально. Вот несколько примеров.

I не сорамна......   усё хi-хi... жудасна, моладзь нiчога ня ведае.... Вось такiя i будуюць клубы для вясселля каля гэтага гiстарычнага  i вельмi сумнага месца. А трэба, каб наведвалiся з кветкамi. Нiчога, яшчэ гадоу 10, i не будуць ведаць, каму помнiк на Плошчы Перамогi. Вельмi сумна i сорамна за мiнчукоу.

Звычайная справа, як у амаль кожным грамадстве 15-20% ёсьць людзi, астатнiя - хадзячыя страунiкi.

Нічога дзівоснага. Лепш ведаюць усіх разам узятых МЕНТОЎ з расейскіх серыялаў, а Курапаты - дык там няўтульна, непрыемна, там людзей забівалі, а не жвачку з серыяламі паказвалі і прадавалі.

Гэта  і ёсьць  - тыя самыя РАСЕЙЦЫ з АДЗНАКАЙ ЯКАСЬЦІ, усё па лукашэнку, нічога лішняга, бо бырла і чарніла ў нас - СТРАТЭГІЧНЫ тавар, яшчэ 18 год кіраваньня лукашэнкі, і татулю з матуляй ведаць перастануць.

Верной дорогой идём, товарищи

Не сложилась нация.

Навоз, на котором вырастут другие народы, говоря словами Столыпина.

Очевидно, что мы, остались населением, а не нацией, и сгодимся только на генетическое обогащение других народов.

Очень жаль. Очень жаль, что многие хорошие люди клали головы, веря в белорусский народ. А нужно ли это белорусам? Они еще первыми и оплюют ненужных героев, чтобы искренне угодить - вот это больше всего в нас ненавижу, ненавижу искренность предательства - своим угнетателям и мучителям, и будут опять плакаться, "... што мы - не мы, што нехта вінават" во всех наших бедах.

20 лет этноцида сделала своё дело, но думаю всё поправимо если при новой власти введут нормальный курс истории. А так везде 20 процентов интересуется политикой во всём мире, и мы не исключение, ролик показал что половина знает историю, а малолетки - что с них взять?

Я прогнозирую, что еще при моей жизни этого государства Беларусь не будет. Оно разрушится.

И в самом деле, белорусы! Зачем вам свое государство?

Историю свою вы не знаете, мовы не знаете, вам хочется только много колбасы и мало ответственности.

Ну, тогда на фига вам государство?

В России будете пахать, там и будет вам шкварка.

Хто с мовой, вас ждет гастарбайтерами Польша.

Амба.

Э.М. А почему Вы называете таких людей радикалами?

Анна: Мне кажется, в своих мыслях и предположениях они заходят слишком далеко.

Э.М. То есть, Вам кажется большой натяжкой связывать это с потерей государственности?

Анна: Государственность ради государственности – это фразеология тех, кто сидит в президиумах и разглагольствует о «процветающей» Беларуси. Государство должно быть домом для людей – удобным, просторным и теплым. Вы, конечно, понимаете, что это в переносном смысле…

Э.М. Я бы это понимал и в почти прямом смысле: свобода, соответствие потребностям гражданина и человеческое отношение к нему. Ничего из этого сейчас нет, конечно.

Но нельзя не видеть и другую сторону проблемы: многие из тех молодых людей, которые отвечали на Ваши вопросы, просто оказались заложниками той ситуации, которая характерна сейчас для Беларуси. Точнее, которую создали те, кого называют «властями». Об этом тоже говорили в сетях:

Канешне ў дадзеным выпадку тупыя дзеўкі і цалкам інфантыльныя хлопцы выклікаюць толькі грэблівасьць.

Так і ёсць. З 30 вучняў старэйшых класаў на пытанне "Што такое Курапаты?" мне адказалі толькі ДВОЕ. Было гэта дзён 10 назад.

Зразумела, сумна, што амаль ніхто з моладзі не ведае пра нацыянальную трагедыю. Але ж, калі паглядзець цвяроза: а скуль пра тое ім даведацца? Можа, тое ў школах ці ўніверсітэтах распавядаюць, па ТБ расказваюць ці на радыё, у газетах ды часопісах пішуць?

Відэа не болей чым сведчанне антынацыянальнай палітыкі ў краіне.. а не "дэбільнасці" маладзёнаў.

Анна: Вот с этим я не соглашусь категорически. Жить в Беларуси и не знать о Куропатах? Это, знаете ли… Даже если ты не читал в книгах о Куропатах, о сталинских репрессиях вообще. Я допускаю такое. Но если ты видишь шествие на Дзяды, то ты не можешь не задать себе вопрос: «Куда они идут, чего хотят?».

Э.М. Вопрос купаловский, прямо скажем.

Анна: Такие люди знают только остановку метро «Купаловская». И то потому, что там – супермаркет или еще что-то в этом роде. ГУМ, например. Так вот, они никогда не заинтересуются, что это за шествие и куда оно идет?  Пройти с ними и посмотреть, что там за кресты? А те десятки тысяч, что проезжают по кольцевой дороге – они что, никогда не видели этих крестов? Видели, конечно, но никогда не задавали себе вопросов: «А что это?».

Вы вот сказали о человеческом отношению к гражданину. Так должен быть гражданин, а не ходячий желудок, действительно.

Э.М. Хорошо. Но Вы допускаете, что люди просто могут не знать, ну, не оказались они на том месте, где проходило шествие. Или нет  у них в доме книжек про Куропаты.

Некоторые из участников дискуссии обращали на это внимание и не относились к произошедшему так непримиримо.

Не надо так гнать на людей, которые не знают, что такое Курапаты (ну, так уж получилось, что созвучно слово куропаткам, Карпатам или купатам). Я на втором курсе когда был - у меня тоже однокурсницы не знали, хотя жили мы в общаге на Карбышева. (Они там до сих пор живут, на 5 курсе - и ходят ежегодно в Куропаты). Потом как рассказал, сами захотели туда съездить. Сходили, поправили пару упавших крестов. Постояли.

Просто нужно объяснять, что такое может грозить и нынешним белорусам. Ведь на самом деле - ОТКУДА люди узнают про Куропаты, если специально не будут узнавать про них?

Анна: Да пусть в Интернет заглянут!

Э.М.Так надо ведь хотя бы букву знать первую, чтобы найти это в Википедии. Если даже не ночевало в сознании слово «Куропаты», то Вы его и найдете никогда. Ни в какой энциклопедии. 

Анна: Куропаты – это символ, и не знать его просто нельзя. У нас даже самое дорогое для всех нас - наша история, родина, национальная идея (извините за громкие слова) разъединяют белорусов, а не объединяют, как например, другие нации. Ведь в тех же Куропатах сейчас развивается совсем некрасивая история, определенные люди хотят отстоять свои политические амбиции. Тот, кто смотрел программу БЕЛСАТА «Маю права», где прошел опрос о Куропатах, понимает, что я сейчас имею в виду.   

Э.М. Мне кажется, что национальную идею (а кто сомневается в ее ценности для всех нас?) нужно уметь нести к людям по-человечески, а не бить их по головам за то, что они далеки от нее. А то будет – с одной стороны – «Процветающая Беларусь», а с другой стороны – какая-то «Национальная идея». И то, и другое в голове обычного человека выглядит одинаковой фикцией.

Анна: Вы, может, и правы, но я по-прежнему считаю: тому, кто ничего знать не хочет – тому никто не поможет. Интернет, Интернет…  А там только ищут, чтобы развлечься, ну, цены посмотреть еще.

Э.М. Вы сейчас затронули огромную проблему: современные информационные технологии укрепляют национальную идеи или, наоборот, размывают ее?

Анна: Любая идея должна жить в людях. Тогда технологии будут ей служить. Потому, что технологии – они всего лишь инструменты. Один молодой человек написал в своём комментарии: «Вы бы не смеялись над этими неучами, а взяли бы и просто рассказали, что такое на самом деле Куропаты».

Э.М. Так ведь читать не будут! Им неинтересно.

Анна: Ну да, на «мусорка» зашли более 300 тысяч!

Э.М. А на опрос по Куропатам  несколько тысяч.

Анна. Вот это я как раз понимаю. «Мусорок» - это подколи ментов, и всем приятно.

А кладбище, даже если это Куропаты – печально.

Э.М. А к СМИ, как и Интернету, многие из нас относятся как к развлечению, и только. Такие СМИ, которые больше похожи на шоу, и аудиторию соответствующую создают. Она им рейтинги поднимает. А это главное для рекламы.

Анна: Сейчас – время массовых коммуникаций. Но эти массовые коммуникации (в том числе и Интернет) похожи на людей. А чего же мы хотим иного?

А те люди, которые хотят правды – они ее ищут. Пусть даже и печальную.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: