Вы здесь

Что скрывается за успехом сатирических СМИ в Гонконге?

В фокусе

В течение многих лет медиаиндустрия Гонконга пытается изо всех сил получать прибыль в эпоху цифровых технологий и сохранять редакционную независимость в то время, когда свобода слова всё больше и больше находится под давлением.

Фактически, случаи обычных организаций, успешно меняющих направление в сторону бизнес-модели digital-first, очень редки, и заявка на первичное публичное предложение акций (IPO) сатирического издания 100 Most является одним из тех случаев.

26 июля компания Most Kwai Chung Limited, оператор популярного сатирического интернет-издания TVMost и китайского журнала 100Most с каналом на Facebook, у которого имеется более 1,1 млн подписчиков, представили предварительный список документов гонконгской фондовой бирже.

Заявка на IPO показала, что в с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года доход компании составил 95 млн гонконгских долларов (примерно 12,15 млн долларов США) — большая часть была получена от рекламы в электронных СМИ, — в результате чего валовая прибыль составила 58 млн гонконгских долларов (примерно 7,42 млн долларов США). Это на 74% больше по сравнению с 2015-2016 финансовым годом.

Компанию основали трое молодых людей — Рой Тцуи, Чан Кен и Бу — в январе 2010 года, имея менее 1000 долларов США на финансирование стартапа.

Хотя медиакомпания позиционирует себя как центр производства рекламы, она получила множество пользователей благодаря вирусному контенту, который высмеивает текущие новости с продемократическим или «локалистским» (под «локализмом» имеется в виду движение, которое ставит распространение местных ценностей и культуры поверх интересов материкового Китая).

На самом деле, китайское название двух СМИ — «Most» или «Mou Gei» (毛記) — это пародия на основный телеканал города Television Broadcast (TVB) или «Mou Sin» на кантонском. Ряд их популярных программ, включая ежедневные трехминутные сатирические выпуски новостей, также являются пародиями на программы TVB.

Успех TVMost и 100Most стал поводом для некоторых обсуждений в интернете. Некоторые пользователи сети говорят, что другим журналистским сайтам следует поучиться бизнес-модели Most, чтобы выжить на рынке. Однако другие видят в них высококачественные контент-фермы и беспокоятся о том, что поддержка развлекательных программ и популярного новостного контента может в дальнейшем ограничить пространство для серьезной журналистики.

Initium — платформа журналистских расследований — организовала онлайн-дискуссию о новой бизнес-модели Most. Ниже приведены выдержки из комментариев.

@Lamwaai поддержал стратегию сатирических новостей Most100:

Я верю, что Most100 — это живой и веселый информационный канал. Он послужил толчком для молодых людей к новым возможностям [карьерный рост].

@sixstrings также поддержал иронию Most100 и объяснил социально-политический контекст их успеха:

Культура подмены и политической пародии имеет местные корни. У трех основателей был опыт работы на Телерадиовещании Гонконга [организация, финансируемая правительством Гонконга] в разработке пародий, возможно, там они и развили чувство популярной стратегии взаимодействия с актуальной проблематикой и с привлечением аудитории.Я не думаю, что Most100 возглавляет публичные дискуссии или, по крайней мере, кажется, что у него не было таких намерений. Он просто находится в сфере развлечений с политическим подтекстом. Возможно, даже основатели не ожидали такого успеха. Причина, по которой пародии Most100 настолько популярны, связана с тем фактом, что люди не могут изменить общество, и поэтому они наслаждаются иронией.

@Mr Kwan говорит о неблагоприятном влиянии сатирических новостей Most100 на серьезную журналистику:

Мы сейчас живем в эпоху интернета и мобильной связи, люди считают, что контент должен быть бесплатным (в отличие от обычной газеты). Однако, когда они сталкиваются с платным контентом, они ищут замену. […] Постепенно сектор электронных СМИ стал зависеть от просмотров страниц ради прибыли от рекламы. […] Для того, чтобы увеличить число просмотров страниц, в процессе создания новостей используются тактики, которые основываются на развлечениях, сенсационных заголовках, порнографии, среди прочего. […] Успех Most100 отражает популярные вкусы. […] Хотя контент Most100 является пародией на актуальные проблемы, постепенно публика увидит в Most100 альтернативные новости и начнет потреблять контент в качестве «новостей» […] Для журналистики такое развитие не будет положительным.

Лам Инь Бон, работник СМИ, утверждает в некоммерческом СМИ Stand News, что люди не должны смешивать бизнес производства новых медиа с журналистикой:

Можно сказать, что СМИ не нашли свой путь. Это не означает, что успех Most100 — это то, чему СМИ должны учиться. Прежде всего, у Most100 (и у других похожих платформ) простые и сенсационные новости. Мы можем принять пародию как развлечение, но не должны рассматривать ее как источник новостной информации. Во-вторых, маркетинговая стратегия ремикширования информации других как контента, противоречит СМИ, которые позиционируют себя как контролёра общества, который раскапывает источники новостей из первых рук. В третьих, будучи приверженцем старой школы, я не могу представить какие-либо СМИ, берущие на себя роль помощников корпораций и разрабатывающие идеи для продажи их продукта.

Ойван Ло, Global Voices

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: