ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Мария Фронощук: Если ты делаешь контент и не зарабатываешь на этом – это идиотизм

Мария Фронощук – сооснователь и руководитель независимой креативной лаборатории и медиа Platfor.ma. Ежедневно команда проекта придумывает нестандартные подходы и новые формы сторителлинга с целью заинтересовать своих читателей, и, разумеется заработать деньги.

 Кроме создания редакционных материалов, команда Platfor.ma делает партнерские контентные проекты с организациями (например, ВООЗ, Goethe-Institut, British Council) и брендами (например, Visa, Philips, Sony), а также консультирует их в сфере сторителлинга.

Одна из целей, которую поставила перед собой Platfor.ma, – помогать социальным проектам развиваться и менять общество к лучшему.

Во время прошедшего недавно в Тбилиси форума Media Viability, Мария Фронощук провела мастер-класс «Монетизация медиа. Как найти в себе то, что найдем вам деньги» для участников и поделилась своими мыслями о том, как можно зарабатывать на контенте. Но не только на нем.

Mediakritika.by сделала конспект выступления коллеги.

 

Долина смерти медиа

Медиаландшафт постоянно меняется. Медиа появляются и умирают. И когда спрашиваешь, почему так случается, люди обычно отвечают – нет денег. Бывают исключения, но очень редко. То есть пока не перерезан канал финансирования, журналисты как-то работают, и проекты как-то живут.

А еще медиа умирают, потому что контент – больше не ценность. Сейчас слишком много всего вокруг. А будет еще больше. Любое медиа сегодня конкурирует не только с другими медиа, и не только с соцсетями, но и с книгой, и с друзьями, и со сном, если хотите.

Но если контент больше не ценность, то, что же тогда ценность? То, что контент несет. Эксклюзивная информация, образовательные или развлекательные штуки, которые никак не получишь.

Потому сегодня важно думать о том, что в нем, контенте, такого особенного, за что люди готовы платить?

Хорошая бизнес-модель всегда основана на sweet spot, на той изюминке, которая всегда для людей, и за которую они готовы платить.

При этом, разумеется, бизнес-модели одного и того же медиа могут быть временными решениями,  диктатом рынка здесь и сейчас.

 

Модели монетизации медиа на пальцах

На самом деле существует всего четыре типа бизнес-моделей для медиа, и выбор любой из них очень зависит от внутренних и внешних обстоятельств.

Первая – заработок на самом медиа, с помощью paywall, краудфандинга, клуба читателей, рекламы, спонсорства, партнерских программ и т.д.

Вторая – заработок на другом и дотация медиа.  Зарабатывать  можно на контекстной рекламе, спецпроектах, партнерских проектах, консалтинге, исследованиях, собственном не-медийном и многом другом. При этой бизнес-модели выходит, что вы должны делать что-то отличное от непосредственно медиа для того, чтобы взять деньги и инвестировать в медиа. Такой подход – странный в большинстве бизнесов. Это выглядит так, как будто мы делаем немножко «плохого», чтобы немножко «хорошего» могло жить.

Третья бизнес-модель – это существование медиа в интересах третьих лиц. Не будем говорить только об олигархах, это могут быть и меценаты, и грантодатели, и просто инвесторы. Они могут не хотеть на вас влиять, просто на данном этапе их интересы совпадают с вашими. Ваш успешный кейс нужен им так же, как их деньги – вам. Если кто-то инвестирует в медиа, то обычно это не его бизнес, поверьте.

Ну и последняя бизнес модель – комбинированная. Когда три предыдущие комбинируются в каком угодно порядке.

 

Платформа

Наш девиз: «Думай иначе и действуй!» В мире очень много негативных новостей, но вместо того, чтобы писать, что все плохо-плохо, мы пишем, что все плохо, но вот, что с этим можно сделать. Мы показываем разные практики, просим не обезьянничать, но думать, что можно взять, или как можно развить идеи.

Мы – медиа об инновациях, которое отталкивается от мультидисциплинароности, творческого подхода, популяризации, и сообщества. Мы на все стараемся смотреть иначе. И всегда задаем себе вопрос, почему должны делать стандартные форматы? И должны ли?

Мы захотели рассказать богатую и сложную историю Украину, из которой не делают выводы, и потому наступают на грабли много раз. Например, мы запустили проект «Украина в Facebook», в котором взяли и разбили всю историю страны на посты в ФБ. И таким образом заговорили с аудиторией на сленге, который ей близок и понятен. Мы писали, что Геродот зачекинился в таком-то городе, что христианство – это своеобразный айс-бакет челендж.

И получили 320 тысяч просмотров. Просто с шутки. И все это был органический трафик.

Или вот, решили сделать украинскую литературу ближе людям, особенно молодым, которые считают нашу литературу грустной и тяжелой и совершенно ее не любят в школе.

Мы задумались, как сделать так, чтобы слова тех, кого ты хотел убить на уроках литературы, ты же захотел набить на себе? Вместе с профессиональными художниками мы создали трехдневные тату-переводки. Современные, такие, чтобы откликались в молодых. И продали… 12 тысяч таких тату.

В чем секрет нашего успеха? Мы всегда отталкиваемся от проблемы, потребности, а не от того, что мы хотим делать медиа. Так это не работает.

Без скромности, мы – одни из лучших на рынке, кто делает нативную рекламу и спецпроекты. Очень часто приходим сами с готовой идеей и просим поддержать. Или к нам приходят люди с запросом, и мы предлагаем рассказать людям о важном, ценном, интересном и полезном.

Мы делаем медиа не про что-то, а для кого-то. Если аудитория не готова платить за ваш контент, значит, вы либо не создали ценность этого, либо не сумели объяснить. Над этим можно и нужно работать. Люди же платят за воду! Я уверена, что если ты делаешь контент и не зарабатываешь на этом, то это идиотизм.

Если вы делаете что-то нужное, не вам, но другим, то они обязательно заплатят.

Как выживать на рынке, когда все условия против себя? Перенесите проблему в другую реальность. Вы любите вино, но живете в регионе, где не растет виноград. А вы все пытаетесь, удобряете, стараетесь. Мучаетесь, но не задаетесь вопросом, почему этот виноград так нужен? А если зададитесь, то придется признать, что никому, кроме вас, это не нужно! Понимаете, иногда нужно признать, что это не нужно, и приступить к тому, что действительно нужно.

 

Что должно быть первым? Монетизация или медиа?

Большинство медиапроектов создается по принципу – придумал идею, создал медиа и придумываешь, как монетизировать. Так не работает. Нужно всегда в самом начале спрашивать себя, кому это нужно? Нужно понимать, что медиа – это всегда только часть решения.

Во время работы Platfor.ma вы выработали для себя двенадцать правил. Правда, пришли мы к ним, чуть не умерев. Вот эти правила:

1.      Понимайте, для кого вы работаете, и что им нужно. Относитесь к аудитории как к клинтам, даже если они за это не платят.

2.      Создайте ценность. Если такого нет на рынке, значит либо никто не додумался, либо не смог воплотить, либо это не нужно.

3.      Fuck MVP, make SCL. Сначала идеальная фб-страница, потом идеальный твиттер…. Ну и до идеального сайта. Если иначе, вас все время будут тыкать в ошибки. Делайте минимальный продукт с минимальным функционалом, но идеальный, без запятых не в том месте

4.      Донесите свою ценность для клиентов. Если вы не успешны, ищите проблему в себе

5.      Помните, что медиа – это часть экосистемы. В ней есть читатели, рекламодатели, грантодатели, агентства, партнеры.

6.      Создавайте и поддерживайте сообщества

7.      Развивайте свою команду. Мы учились финансам, маркетингу.

8.      Растите органично. Я за гранты, но не операционную деятельность. Это расхолаживает. Когда ничего не грозит, вы и не шевелитесь.

9.      Планируйте и правильно ставьте цели. Заключить сделку на 10 тысяч долларов – это не цель, а просто результат. Цель – зачем? Но многие люди выставляют себе задачи по результатам

10.  Анализируйте все-все-все. Чем лучше вы понимаете аудиторию и эффективность своей работы, тем лучше.

11.  Задавайте себе вопрос «чтобы что?»  Чем чаще, тем лучше.

12.  Не бойтесь экспериментировать. Изменения нужно воспринимать как возможность, а не проблему.

Оценить материал:
0
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: