Вы здесь

Журналистика по-новому

Тренды

Когда были изобретены автомобили, извозчик, возможно, думал, что ему просто придется освоить несколько новых трюков, чтобы переключиться с поводьев на руль. Точно так же многие репортеры полагают, что, изучив некоторые базовые цифровые технологии и «погуглив» всё остальное, они смогут выжить в цифровую эпоху. 

Некоторые надеются, что такие нюансы, как работа с целевой аудиторией, дизайн, дистрибуция и управление доходами, можно будет перепоручить «техническому персоналу».

Тем не менее, чтобы сориентироваться в сложной цифровой среде, где более двух миллиардов участников постоянно генерируют информацию, журналистам, — которые должны оставаться на новостной передовой, — приходится изучать свое ремесло практически с нуля.

Как научиться конкурировать с толпой? Это задача не из легких, особенно для многих журналистов, находящихся на полпути своего карьерного развития. По сути, все начинается с простого, но кардинального изменения в ментальности: написание статьи не оканчивается в момент ее публикации — напротив, оно длится намного дольше после прочтения (если ее действительно читают).

Далее необходимо научиться разрабатывать и использовать продукты, которые помогут в изложении, проверке и объяснении сюжетов. Вам нужны команды, обладающие значительной гибкостью и множеством специальных навыков, способные адаптировать или создавать инструменты быстрого анализа данных, необходимых для журналистских расследований, фиксации того, о чем говорят пользователи, и поддержания контакта с ними, давая им возможность реализовать собственный экспертный потенциал. Вы должны общаться с коллегами и другими квалифицированными специалистами, чтобы освещать международные реалии и темы, требующие экспертных знаний. Наконец, перед вами стоит задача увести свою аудиторию и сообщество от ссылок-ловушек, которые расставляют тролли, боты и просто мошенники.

К счастью для журналистов, сегодня появляется все больше медиа-школ, школ журналистики и исследовательских центров,изучающих новые тенденции и помогающих понять, что такое цифровая революция и каковы ее последствия. Со страниц своих информационных бюллетеней, веб-сайтов и интернет-курсов интерактивного обучения, в числе прочих ресурсов, они рассказывают о вдохновляющих инновациях и академических исследованиях, предупреждают об угрозах, стимулируют критическое мышление, подчеркивают ценные журналистские наработки и освещают трансформации в отрасли, предопределяющие способ донесения информации до аудитории в ближайшем будущем. Эти знания помогают редакторам и журналистам справляться с цифровыми «волнами», которые разрушают традиционные коммерческие и редакционные модели. Кроме того, подобные ресурсы представляют собой важный источник данных для потенциальных инвесторов, филантропов и авторов новых идей в данной области.

Среди известных англоязычных организаций по обмену знаниями в области журналистики — проект «Лаборатория Нимана» (Nieman Lab), спонсируемый Фондом Нимана на базе Гарвардского университета. До настоящего времени внимание этой организации было сосредоточено на инновационной деятельности в США, но уже появляются публикации на других языках, кроме английского, и расширяется охват новаторских медиа-проектов в других странах мира. Центр развития журналистики в Северной и Южной Америке имени Джона С. и Джеймса Л. Найта (Knight Center for Journalism in the Americas) при Техасском университете объединяет журналистов Северной и Южной Америки, помогая понять цифровые изменения и воспользоваться их преимуществами. Центр публикует еженедельные материалы о новых инициативах в Латинской Америке, таких как, например, «Вестник коррупции» (“Daily Corruption”), исследовательский проект по созданию региональной базы данных о коррупции на основе газетных статей. Здесь также предлагаются бесплатные онлайн-курсы по новым инструментам и передовым методам, как, например, «Управление цифровым продуктом для журналистов» (Product management for journalists).

Другим общепризнанным англоязычным глобальным ресурсом по обмену знаниями является Институт Пойнтера (Poynter Institute), расположенный в США. Этот высокотехнологичный центр журналистского образования и инноваций создал новостную платформу, где можно познакомиться с обзором последних тенденций в СМИ. Центр предлагает практические курсы различной тематики, например, «Меткий заголовок статьи на социальные темы» (How to write sharper social headlines).

Британский интернет-ресурс Journalism.co.uk, базирующийся в Брайтоне и являющийся коммерческим онлайн-издательством, проводит (также на английском языке) обзоры инноваций в медиа-индустрии, предлагает обучение и вакансии, выпускает пресс-релизы и организует конференции серии «Новости: перезагрузка» (News Rewired). Яркий пример публикуемых сюжетов — статья о голландском стартапе «Зе Плейволл» (The Playwall),который дает читателям возможность «платить» за контент, выражая свое мнение или предоставляя дополнительную информацию в связи с освещаемой историей.

«Диджидэй» (Digiday), интернет-платформа с филиалами в США и Великобритании, нацелена на содействие переменам в сфере СМИ и маркетинга. Специалисты этого ресурса предлагают принять участие в обсуждении вопросов, связанных с медиа-индустрией, как, например, в этом подкасте Джеда Хартмана, Директора по управлению рисками газеты Washington Post, автор которого предлагает издателям прекратить причитания по поводу монополистического дуэта Facebook и Google и начать создавать собственный уникальный вклад в информационный рынок.

Кроме того, специализированные информационные агентства, освещающие медиа-тенденции и инновации, существуют и в других странах. Обычно они публикуют свои сюжеты на разных языках. Например, Международная журналистская сеть (International Journalists Network/IJNet) Международного центра для журналистов (ICFJ) рассказывает о различных проектах, реализуемых ее представителями в нескольких странах.

Недавно на этом ресурсе появилась превосходная статья о 8 ключевых тенденциях в журналистике локального масштаба на арабском, китайском, испанском и португальском языках. Аналогичным образом, Глобальной сетью журналистов-расследователей (Global Investigative Journalism Network/ GIJN), международной ассоциацией некоммерческих организаций по журналистским расследованиям, были созданы региональные новостные каналы с возможностью совместного использования контента в рамках нескольких платформ на арабском, китайском, русском и испанском языках, а также во всех странах Африки.

Европейская обсерватория журналистики (European Journalism Observatory/EJO), сеть независимых некоммерческих институтов, изучающих СМИ, публикует статьи по результатам своих исследований, например, о резком росте использования средств блокировки рекламы в Польше; ресурс использует до 14 рабочих языков.

Среди перспективных региональных ресурсов по обмену знаниямистóит упомянуть «Зе Сплайс Ньюсрум» (The Splice Newsroom), медиа-ресурс, специализирующийся на рынке Азии, и «Джемлэб» (Jamlab), платформу отделения журналистики Витватерсрандского университета в ЮАР, которая публикует материалы об инновациях на африканском континенте. Оба стартапа выпускают оригинальный контент в своей области специализации.

Например, одна из недавних статей на Splice вышла под заголовком «Ведущие журналисты и редакторы Азии делятся ценными советами с начинающими молодыми корреспондентами», а в разделе «Вопросы и ответы для новаторов» (“Innovator Q&A”) ресурса Jamlab основатель газеты FrontPage Africa Родни Сих говорит о революционных изменениях, которые произошли благодаря этой платформе в электронных СМИ Либерии.

При таком разнообразии вариантов можно подписаться на любой источник, наиболее подходящий для вас, в зависимости от сферы ваших интересов, географического расположения и языковых предпочтений. Даже несколько выбранных ресурсов могут вдохновить на новые идеи и сделать ваше следующее путешествие в цифровую галактику гораздо более увлекательным.

Мария Тереза Рондерос, Medium.com

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: