Вы здесь

Отказ от френдленты, инфлюенсеры и возвращение ТВ: как изменятся медиа завтра

Тренды

Соцсети движутся в сторону алгоритмических рекомендаций, когда в ленте появляется меньше постов друзей и больше персонализированного контента. Stories вытесняют текст, Китай захватывает рынок приложений, а ненастоящие люди становятся иконами Instagram и заключают контракты с мировыми брендами. Как медиа выживают в новой реальности и что мы будем читать и смотреть завтра, рассказал медиадиректор «Яндекс.Дзена» Даниил Трабун на сентябрьском паблик-токе в «Афимолле». T&P законспектировали главное.

 

Алгоритмы и китайский поворот

В 2006 году запустился «ВКонтакте», в 2010-м — Instagram. Это были классические социальные сети. Наконец-то мои друзья, коллеги и одноклассники здесь со мной свяжутся, будем общаться! На современных платформах не обязательно находить друзей. Вместо горизонтальных связей «друг — друг» появляются вертикальные связи «создатель контента — потребитель контента».

Один из ярких примеров такого приложения — китайское Toutiao, которое за последнее время выросло до 250 млн активных пользователей. Ежедневно им пользуются в среднем 80 минут, гораздо больше, чем Instagram. Toutiao — это персональная лента, которая с помощью алгоритма выдает то, что интересно именно вам, в ней может не быть друзей, но есть какие-то любопытные медиа.

В эту сторону так или иначе движутся все социальные сети. Они меняют фокус, становятся площадками, концертными залами и торговыми центрами. Facebook давно тестирует такой подход, компания Google выпустила ленту Discover вместо Google Feed, «ВКонтакте» тоже представила «Новости», где нет друзей, а есть только то, что пользователю рекомендуют алгоритмы. А самая известная алгоритмическая лента — в YouTube, когда на главной странице отображаются не только ваши подписки, а куча всего разного.

Если вы зайдете, не залогинившись, то увидите какой-то странный YouTube — не ваш. Поиск без запроса — вот что такое новые платформы.

Чтобы понять, что будет через два года в Facebook, нужно смотреть на Китай — он находится в авангарде развития интернета. Китайские платформы — топы App Store и Google Play за второй квартал 2018 года. На первом месте в App Store непонятный и неуловимый TikTok (танцевальное видеокараоке, где люди выкладывают видео со своими выступлениями. — Прим. ред.), а потом уже YouTube и Instagram.

 

Видео vs текст

Безусловно, текст остается базой, но основные языки сегодня — интерактив и видео. Это важно и для журналистов, и для бренд-менеджеров, и для будущих специалистов. Компания Cisco предсказала, что к 2021 году 67% всего трафика в интернете будет приходиться на видео. А один из руководителей Facebook сказал, что Stories в скором времени обгонят основную ленту с обычными текстовыми постами. Хотя, казалось бы, что может быть проще, чем написать пару слов.

При этом видео тоже меняется, становясь короче (15–30 секунд уже абсолютно нормальная длина) и интерактивнее. Будущее за всем коротким, вертикальным, сделанным пользователями или похожим на то, что сделано пользователями.

Контент медиа и брендов в соцсетях мутирует, превращая их в блогеров.

Новые платформы активно осваивают телеформаты, потому что созданы не столько для общения, сколько для потребления контента. В приложениях появляются вертикальные сериалы, проходят премьеры клипов, появляются телешоу типа «Кто хочет стать миллионером?».

Недавно «ВКонтакте» решила создать подкаст-платформу — это первый шажок, чтобы превратить эту сферу в понятное медиа. Когда появился YouTube, тоже никто не понимал, что это такое. Все сидели во «ВКонтакте», где и так было видео, а в YouTube странные люди зачем-то записывали себя на камеру.

 Инфлюенсеры и деньги

Не успели мы привыкнуть к интернет-селебрити с миллионами подписчиков, как появились микроинфлюенсеры, которые имеют свою небольшую, но при этом очень лояльную аудиторию. С ними давно работают бренд-менеджеры, но ими мало занимаются журналисты — пока не очень понятно, что с этим делать. Хотя инфлюенсеры, у которых 5, 10, 50 и 100 тысяч подписчиков, гораздо эффективнее, дешевле и нацелены на общение с подписчиками.

Инфлюенсерам даже не обязательно быть живыми людьми: теперь ими становятся диджитал-существа, аватары.

Например, Lil Miquela — выдуманная девушка с рекламными контрактами с косметическими брендами, которую снимают для глянцевых журналов.

Сами медиа тоже очеловечиваются. Все начиналось с SММ. Если помните, был такой непонятный человек, которого можно было нанять за 30 тысяч рублей или вместо него бесплатно посадить стажера, который выкладывал в интернет наши великие статьи. Проблема в том, что он делал это неправильно. Пришлось нанимать СММщиков подороже, а потом выяснилось, что нужен редактор соцсетей или платформы. Сейчас практически все медиа много времени тратят не на сайты, а именно на соцсети.

Пример очеловечивания медиа — Mash. Ребята, которых мы читаем в телеграме. От Mash создается впечатление, что это человек: он работает как человек и говорит человеческим голосом. Бывший главный редактор проекта Никита Могутин во всех выступлениях говорил, что стиль письма как у вашего друга — главное отличие Mash от традиционных новостных медиа.

Я знаю бесконечное число медиа про криптовалюты, где работают десятки редакторов, никогда в жизни не сидевших в одном офисе и получающих зарплаты больше, чем где угодно в журналистике. Это происходит в том числе вследствие подъема блогеров. Например, телеграм-канал Психо Daily создали инфлюенсеры. Его авторы — бывшие коллеги, которые ушли из «Афиши», собрались впятером и собрали собственное медиа.

Недавно я брал интервью у очень крутых феминисток, которые делают свои блоги, и узнал, на что они живут. Есть такой сервис — Patreon, где любой блогер может завести аккаунт. Если пользователь подписывается на вас, то с его карты автоматически будут уходить деньги. Мой друг зарабатывает 500 долларов в месяц со ста своих фанатов. Сейчас Patreon работает для кучи блогеров в России, хотя мы этого не замечаем.

Даниил Трабун, медиадиректор сервиса персональных рекомендаций и издательской платформы «Яндекс.Дзен», Surf

 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: