Вы здесь

В Высшей школе экономики в Москве появился Центр цифровых культур и медиаграмотности

Тренды

Центр займется разработкой, исследованием и продвижением тем, связанных с медиа-информационной грамотностью, и станет онлайн- и офлайн-площадкой для обсуждения новых трансмедийных и иммерсивных практик в цифровой среде.

Также он продолжит работу по созданию различных культурных и образовательных проектов, которая уже успешно ведется на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

По словам профессора департамента медиа ВШЭ Анны Качкаевой, которая назначена директором Центра, решение о его создании в Вышке стало естественным продолжением курса, начатого в 2011 году с созданием факультета медиакоммуникаций. В 2013 году Министерством образования был принят федеральный образовательный стандарт по направлению «медиакоммуникации», а в программах бакалавриата появился предмет «Медиаграмотность». Два года назад в ВШЭ был запущен майнор «Медиа и массовые коммуникации», который стал одним из самых популярных среди студентов.

В последние несколько лет в зарубежных университетах стали открываться лаборатории цифровых культур и центры креативных медиа. Они исследуют тему цифровой повседневности, новых медиапрактик, информационной гигиены, занимаются поддержкой и изучением нового цифрового образа жизни. Центр цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ станет первым подобным в России и позволит встроиться в международный контекст по развитию международной трансмедийной грамотности.

«Иммерсивность, дополненная, смешанная, виртуальная реальности, геймификация и роботизация, мультиканальность и «другая» журналистика без редакций, издателей и сайтов, интерактивное VR-кино, цифровая история (digital history), социальное продюсирование и цифровые просветительские, образовательные, благотворительные — уже не столько СМИ, сколько поли- и метамедиа. Такова цифровая реальность нынешних культурных и медиаиндустрий.

Современные люди — почти медиа. Мы всегда на связи, наш язык стал «новым устно-письменным», мы создаем миллиард цифровых изображений и медиатекстов (селфи и сторис в Инстаграм). Мы включены в медийное сопереживание через «другого» — цифрового себя и цифрового друга (лайк/шер/репост/эмодзи), в повсеместную игру и цифровую интерактивность.

Практика «цифрового расширения» людей, событий, институций — это практика масштабного сотворчества и массового продюсирования. Это рассказывание историй (сторителлинг) в самом широком смысле, когда все — от музея, театра, банка, города до поисковой системы, университета и НКО — становятся рассказчиками и конкурируют за сюжетность и интерпретацию, борются за наше вовлечение в повествование и эмоциональную включенность, стимулируют культуру соучастия.

Вот почему предмет спроса в цифровую эпоху — человеческое в человеке. И это означает, что коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа — главное, что необходимо развивать, независимо от получения конкретных специальностей, географии, профессий и цифрового разрыва между поколениями».

Именно поэтому Центр стремится стать междисциплинарной площадкой в области цифровых медиа, медиа-экологии и трансмедиаграмотности. На его базе будут проходить семинары, научные конференции, в том числе и международные (ближайшая состоится9–10 февраля 2019 года), и разрабатываться проекты для культурных и образовательных учреждений Москвы и регионов России. Особое внимание будет уделено изучению медиаправа и проблемы цифровых свобод.

Образовательная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ будет опираться на материалы программы ЮНЕСКО «Информация для всех», использовать опыт подобных центров при зарубежных университетах, проекта школ «Про Новости — грамотно!» и «Понимая медиа», а также методику оригинальных курсов, разработанных на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.

Здесь уже два года существует магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», студенты которой в качестве курсовых и дипломных работ создают цифровые издательства и разрабатывают приложения для музеев — например, приложение для Государственного музея Л.Н. Толстого или сайт-спутник «Музеи по соседству», включенный в число цифровых ресурсов Третьяковской галереи.

В 2018 году при поддержке Фонда Потанина на магистерской программе открыт музейный профиль — совместный проект с Политехническим музеем. В ближайшие три года магистратуры подобного типа планируется адаптировать для региональных вузов, на базе которых появятся своеобразные студенческие продакшн-проекты, работающие совместно с культурными, образовательными и социальными институциями.

ВШЭ

 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: