Вы здесь

«Там тебя достанут из любого утюга», или Как новая российская пропаганда на телевидении обслуживает кремлевскую реальность

В фокусе

В международном праве не существует официального определения политической пропаганды в СМИ. В 2015 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) опубликовала собственное понимание пропаганды как «…оказания умышленного воздействия на людей для распространения, прежде всего, неверных или преувеличенных описаний фактов». В отчете по свободе СМИ ОБСЕ осудила, в частности, антиукраинскую пропаганду на российском телевидении и призвала открыто, прозрачно и правдиво освещать происходящие события.

Российские федеральные каналы не только не прекратили информационную обработку населения и распространение политической пропаганды, но и многократно ее усилили.

17 мая 2018 года. Ведущая шоу «Реакция на НТВ Ольга Белова обсуждает тему Крыма и США. «Весь тот поток грязи, который вылился на нас в последнее время, все это связано с Крымским мостом!», делает подводку к вечернему выпуску передачи Белова.

«Вот абсолютный апофеоз всего этого», с возмущением продолжает она и показывает картинку со статьей из американской правоцентристской газеты Washington Examiner под заголовком «Украине нужно взорвать путинский мост в Крым!». Зал гудит. Шоу началось.

Простая проверка статьи объясняет, что «взорвать» мост предложил Украине в колонке «мнения» Washington Examiner колумнист Том Роган, и его статья официальную позицию США не отражает.

Тут же вступает с комментарием член Совета Федерации Андрей Климов, завсегдатай политических передач на центральных каналах: «Это наглое подстрекательство к преступлению. Ну зачем стрелять по объектам, где есть живые люди? А американцы делали это в Сирии! Не так давно более 100 ракет выпустили просто потому, что посмотрели там постановочное кино».

Через полгода после крымских событий, осенью 2014 года, политическая пропаганда на российском телевидении начала экспериментировать с форматами политических ток-шоу, круглых столов и дискуссий. Сетки вещания всех федеральных каналов начали плотно заполняться так называемыми «общественно-политическими» передачам на острые темы.

К 2015 в телевизоре у россиян родились такие шоу, как «Добров в эфире» на Рен-ТВ, «Структура момента» с Валерием Фадеевым на Первом канале, «60 минут» с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым на Россия-1, «Место встречи» с Андреем Норкиным на НТВ, «Красный проект» на ТВЦ с Дмитрием Куликовым. За три года до этого, в 2012, ТВЦ запустило часовое шоу «Право голоса» с Романом Бабаяном, а еще раньше, в 2011, Никита Михалков открыл «Бесогон ТВ». Журналист Максим Шевченко чуть меньше года вел общественно-политическое шоу «В контексте» на Первом канале.

Инфографика: рождение крупных пропагандистских ток-шоу на федеральных каналах в 2012 – 2018 годах

Важнейшие международные темы в разгар усиливающейся изоляции России в мире подаются зрителю с шокирующей профессиональной изобретательностью. Вопли ангажированных политических экспертов смешиваются с криками телеведущих. Иногда все участники лезут в драку, как это произошло в нескольких эфирах в этом году на шоу Соловьева «Вечер с Владимиром Соловьевым» и шоу Норкина «Место встречи» на НТВ.

Депутаты Госдумы бросаются с кулаками на оппонентов, ведущий ток-шоу «Время покажет» Артем Шейнин хватает гостяпрограммы за воротник, матерится, и в прямом эфире заявляет, что он «убивал людей» и выносит в студию федерального канала алюминиевое ведро с фекалиями под звуки советского военного марша, для усиления эффекта.

Эфир шоу «Время покажет» от 20 октября 2016 года. Постоянный платный эксперт передачи Григорий Амнуэль парирует ведущему Артему Шейнину: «Понимаете, мы все, кто занимаемся пропагандой, и кто информирован… Мы занимаемся в той или иной степени пропагандой и информацией людей. То, что мы информируем людей так, что они запудрены совершенно и плохо начали разбираться в чем-то…». Журналист Шейнин вопросительно: «А как надо?»

Алексей Ковалев, бывший главный редактор сайта РИА Новости, поясняет, что «Российские СМИ используют все имеющиеся методы пропаганды».

Бывший заместитель генерального директора НТВ в начале нулевых, а ныне журналист «Голоса Америки» Александр Герасимов объясняет лояльность телеведущих, которые ежедневно сеют ненависть к «недоброжелателям России» в прямых эфирах не только приверженностью методам пропаганды. Он называет причину такой преданности журналистов кремлевской теме «нравственно-политической порукой».

«Ты начинаешь в это верить», — говорит Герасимов. – «Эти идеи и мысли ходят по кругу. Ты начинаешь в это верить. В то, что весь мир против России. Реально верить».

Центр опросов общественного мнения Левада-центр в 2016 году зафиксировал, что телевидение продолжает оставаться единственным проверенным источником информации для Россиян. 59% россиян верят, прежде всего, телевидению, утверждает Левада.

В июле 2017 года кинокритик Юрий Богомолов в интервью радио «Эхо Москвы»  рассказал о топорной советской пропаганде. «Просто советское не то, чтобы тоньше работало. Но как-то были более ограниченными и ее средства, и возможности», сказал Богомолов.

Российская телевизионная пропаганда манипулирует версиями действительно происходящих событий, запутывает зрителя множеством различных версий, замалчивает факты общеизвестных и острых событий, неудобных Кремлю, исключает из диалога неудобных оппонентов, и, наконец, производит такой объем политического контента, что заполняет часы эфирного времени пропагандой с утра до вечера.

В океане полуправды, в потоке взаимоисключающих версий одного и того же события и аккуратно подобранных аргументов в пользу Кремля, согласованных с его повесткой, зритель запутывается и перестает доверять информации в целом, начинает верить в риторику, которая предлагается политической пропагандой.

 

Александр Герасимов добавляет: «Чем наглее ложь, тем больше в нее верят».

 

«Пропаганда чрезвычайно эффективна, надо это признать»

К 2018 году политическая пропаганда на федеральном телевидении достигла всепоглощающих размеров: ежедневно Первый канал, Россия-1 и НТВ вещают более 12 часов пропаганды в сутки.

Повторы утренних эфиров, «срочные» включения перед выступлениями Владимира Путина, «воскресная аналитика» от журналистов и, по совместительству, депутатов Государственной думы мобилизована с одной целью: консолидировать общество в беспрекословной поддержке государства, сформировать образ внешних «врагов России» (подсказка – это США, Украина и «англо-саксы») и сплотить общество на фоне борьбы с этими «врагами».

2 сентября на канале Россия-1 вышло новое авторское 60-минутное шоу Владимира Соловьева «Москва. Кремль. Путин», в котором широко известный пропагандист в течение часа рассказывает о диете, спортивном режиме и увлечениях Владимира Путина. В гостях – пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, журналист кремлевского пула Павел Зарубин, Сергей Лавров и представители Государственной думы. СМИ говорят, что передача создавалась для поддержания рейтинга Путина во время многочисленных протестов против пенсионной реформы.

Ежедневная сетка вещания политической пропаганды на федеральных телеканалах. 2018

В выходные многочасовые общественно-политические ток-шоу сменяют «аналитические выпуски новостей» с Дмитрием Киселевым, Владимиром Соловьевым, Ирадой Зейналовой, Валерием Фадеевым, Алексеем Пушковым и другими, предлагая телезрителю кремлевское понимание политических событий и скандалов.

7 декабря 2014 года. В студии Первого канала уже месяц идет новое ток-шоу «Политика». Ведет передачу нынешний депутат Государственной думы от «Единой России» Петр Толстой. После бурной словесной перепалки о цене на нефть и девальвации рубля лидер либерал-демократов Жириновский начинает кричать, что всем «надо думать о войне».

Тут же в разговор, как будто по сценарию, вступает неизвестный мужчина из зала и в полнейшей тишине успокаивает зрителя: «Никакой войны не будет, коллеги! Дело в том, что мы сейчас находимся в совершенно иной информационной ситуации! Вспомните 90-е, когда колебание курса рубля было существенно и выстраивались очереди в обменных пунктах. Нет очередей! Никто из нас сейчас не бежит в банки и не снимает свои рубли. Потому что укрепилась Россия! Укрепилась наша вера в государство! (бурные аплодисменты на этих словах) Что у нас будет стабильно и хорошо!»

Несмотря на искажение событий пропагандой в аналитических выпусках новостей по выходным, замалчивание важных общественных событий и негативные, политически предвзятые комментарии, направленные на формирования негативных чувств к внешним «врагам России», подобные выпуски новостей продолжают оставаться крайне популярными среди зрителей. Воскресные новости «Вечер с Владимиром Соловьевым», которые выходит в эфир еженедельно почти на три часа, согласно по опросу «Левада-центр», проведенному в 2016 году, смотрит 50% москвичей и почти 40% россиян. Шоу Соловьева уступает по популярности только шоу Андрея Малахова.

Александр Герасимов рассказывает, что вещанием на федеральных каналах до сих все также, как и в начале нулевых, занимается первый заместитель председателя администрации президента Алексей Громов. Со слов Герасимова, Громов каждую пятницу проводит планерку с руководителями федеральных СМИ, на которых «рекомендуется» та или иная линия вещания.

Публицист и политолог Александр Морозов, наоборот, утверждает, что время громовских планерок далеко в прошлом, но федеральными СМИ теперь управляет жесткая самоцензура. В статье «Новым известиям» Морозов рассказывает, что сознание широкой массы россиян полностью погружено в схему о вражеском западе, пытающемся уничтожить Россию и Кремль готов бороться за это сознание до конца.

Ходят ли генеральные продюсеры государственных телеканалов на пятничную встречу с Громовым или нет, у ведущих общественно-политических ток-шоу на телевидении отношения с властью складываются выгодные.

Так бывший ведущий «Воскресного времени» на Первом канале, а также шоу «Политика» и «Время покажет» Петр Толстой в 2016 стал депутатом Государственной думы от Единой России. Бывший ведущий того же воскресного выпуска новостей Валерий Фадеев в 2017 году ушел в Общественную палату России, но еще и до ухода с телевидения занимался политической деятельностью в партии «Единая Россия». Ведущий еженедельной новостной программы «Постскриптум» на ТВЦ Алексей Пушковс 2011 работает в Государственной думе и возглавляет Комитет по международным делам.

Во второй половине 2018 года на Первом канале и НТВ в эфир вышли два новых общественно-политических ток-шоу, занимающихся политической пропагандой. Это «Большая игра» на Первом, которая сразу же после вечернего выпуска новостей обсуждает российско-американские отношения, и «Реакция» на НТВ, с привычным россиянину ежедневным рядом тем: от войны на Украине до войны в Сирии и информационной войны с Америкой.

«Большая игра» играет в пропаганду по-крупному. «Это программа о самом главном – о вашей судьбе и вашем будущем!», сразу же объясняет телезрителю ведущий нового шоу, 62-летний депутат Государственной думы от Единой России, Вячеслав Никонов.

«Это просто очередная попытка еще шире охватить аудиторию, которая смотрит тот или иной канал. Эффект достигается за счет массовости покрытия. Там тебя достанут из любого утюга», говорит Герасимов.

Светлана Каннингем, Stop Fake

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: