Вы здесь

Как писать об изменении климата? Советы журналистов

Ремесло

Сокращение популяции белых медведей, таяние ледников, наводнения – далеко не единственные последствия глобального потепления.

В 2018 году Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) опубликовала специальный доклад. Ученые со всего мира еще раз подчеркнули, что масштабные выбросы двуокиси углерода (CO2) вызваны именно деятельностью человека, и чтобы сберечь планету, их необходимо сократить к 2030 году почти на 45% по сравнению с показателями 2010 года.

Однако вопреки представленной в докладах информации и природным катаклизмам, тема изменения климата все еще часто воспринимается скептически. IJNet подготовил советы журналистов о том, как писать о глобальной проблеме так, чтобы вас понимали.

Как искать героев для материала об изменении климата и о чем с ними разговаривать?

Алекс Кирби – британский журналист, в течение многих лет сотрудничавший с BBC, чьи работы публиковались в The Guardian, считает: чтобы привлечь читателя или слушателя, в первую очередь нужно сразу дать аудитории понять, что тема, которой посвящен материал, имеет прямое отношение к таким важным аспектам их жизни, как финансовое благополучие, здоровье и благосостояние будущих поколений.

"Говорите с героем вашего материала, как с обычным собеседником. Вы журналист, значит, обязаны общаться с королем и королевой, президентом и людьми, подметающими улицы вашего города, с одинаковым уважением. Продемонстрируйте каждому из них уважение, которого он или она заслуживают, как и любой другой живущий в мире человек, – не больше", – рекомендует Кирби.

Как говорит Ангелина Давыдова, экологическая журналистка, редактор журнала "Экология и право", стипендиатка программы Humphrey в Калифорнийском университете в Дейвисе, выбор героев материала, безусловно, зависит от его тематики, формата и других особенностей.

"Я чаще пишу аналитические или экспертные статьи, реже – репортажи или истории людей. В первом случае круг экспертов, с которыми я работаю, которых спрашиваю и цитирую, довольно широк. Знакомлюсь я с ними на тематических мероприятиях, читаю публикации в других СМИ и научных изданиях, посещаю лекции и прочие публичные мероприятия, а после этого обмениваюсь контактами для дальнейшей работы. Кроме того, прошу исследователей регулярно присылать мне комментарии, результаты исследований, опубликованные ими научные статьи", – говорит Давыдова.

Если говорить о репортажах, посвященных непосредственно людям, которые живут в регионах, особенно сильно подверженных последствиям изменения климата, и знают о происходящем не понаслышке, то здесь, как правило, речь идет о работе "на месте".

"Если это место расположено неподалеку от вашего места жительства, то можно съездить туда несколько раз, изучить ситуацию, посетить области изменений (разрушающиеся берег моря или пляж, затопляемые территории и т. д.), поговорить со случайными людьми, договориться о встрече с местными экологами, городской администрацией, учеными, изучить, о чем говорят в региональных группах и сообществах в социальных сетях", – советует журналистка.

Если регион расположен далеко и у вас будет только одна возможность отправиться туда лично, то лучше подготовиться:

  • завершить подготовительный и аналитический период до начала поездки,
  • изучить местный контекст "издалека",
  • договориться о встречах с представителями местных властей, исследовательских центров, возможно – бизнеса (потенциально подверженного влиянию климатических перемен), сотрудниками коммунальных учреждений, местными экологическими или городскими активистами.

"В последнем случае мне кажется крайне важным сначала объяснить суть проекта – зачем я приехала, что делаю. Потом спросить о наблюдаемых изменениях, возможных угрозах (разговор должен быть как можно более конкретным и строиться на основании полученных в процессе предварительного анализа и общения с экспертами данных). Возможно, не стоит сразу начинать с вопроса: "Замечаете ли вы последствия изменения климата?". Лучше задавать более конкретные вопросы – про жару, теплые зимы, лесные пожары, наводнения или разрушение берегов. А позже, когда люди расскажут вам свою историю, спросить их, знают ли они о глобальном изменении климата и думают ли они, что эти локальные изменения связаны с этим процессом", – считает Давыдова.

Кирби рекомендует для поиска дополнительных данных использовать сайт Climate News Network. Ресурс запустили британские журналисты-фрилансеры, сотрудничающие с BBC, The Guardian and Financial Times.

"Сайт создан журналистами для журналистов. Здесь публикуют пять текстов в неделю (с понедельника по пятницу) – в основном об изменении климата и энергетике. Авторы материалов стремятся объективно освещать тему и излагать ее простым и понятным английским языком", – объясняет Кирби.

Материалы на сайте находятся в свободном доступе и опубликованы по лицензии Creative Commons. Это значит, что использовать информацию (кроме фото) могут все желающие.

Как найти тему?

"Совсем не обязательно выносить слово "климат" в заголовок качественного, актуального и интересного материала на климатическую тему или же писать об этом в первом абзаце”, – говорит Ольга Веснянка, журналистка и медиатренер из Украины.  

Ольга Веснянка следит за международными переговорами по изменению климата. Она готовила материалы на связанные с климатом темы для украинских медиа, включая украинскую редакцию DW, – начиная с освещения событий Конференции ООН по вопросам климата в Копенгагене (2009).

"Климатическая тематика присутствует во многих других темах: политики – от муниципальной до международной; энергоэффективности – от жилья до производства и ситуации на разных уровнях с источниками энергии – от возможностей трансформации угольной отрасли до зеленого тарифа для возобновляемых источников энергии. От стратегий ведомств до гелиоколлекторов и отопления брикетами. В теме борьбы с опустыниванием на юге Украины; в научных решениях в разных сферах: образовании, животноводстве, строительстве, потреблении, продовольственной безопасности – даже в теме прав коренных народов Крыма", – говорит Ольга.

Рени Карунунган, коммуникатор в Tyndall Centre for Climate Change Research (Великобритания) уверена, что вокруг нас много климатических тем. Вы можете найти историю в своем сообществе, в своей стране или на международном уровне. Как ваш сосед справляется с изменением климата?

"Конечно, в каждой истории есть герои и злодеи. Они важны, поскольку именно через них мы понимаем, кто несет ответственность за произошедшее и кто работает над решением проблем. Герои помогают нам находить решения и вдохновение, а злодеи – понимать, что нужно изменить. Изменение климата затрагивает всех и вся. Речь идет не только о таянии ледяных шапок (хотя это тоже важно!). Это и о том, например, как молодая девушка создает международное молодежное движение, борющееся с изменением климата; о продвижении технологий, которые помогут спасти планету; о коренном населении, представители которого пытаются сохранить свою землю, и о многом другом", – говорит Карунунган.

Как подготовиться к интервью?

По словам коммуникационного менеджера сети Climate Action Network (CAN) Климатической сети неправительственных общественных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Татьяны Шауро, работающей в области климата и энергии более шести лет и активно участвующей в климатических переговорах ООН с 2013 года, очень часто экологи говорят на странном языке, известном только им самим.  

"Им просто кажется, что этот язык должен быть понятен всем. Есть несколько важных определений, которые помогут вам сориентироваться в мире климатической абракадабры", – говорит Шауро и рекомендует разобраться со следующими аббревиатурами и терминами перед подготовкой материала.

CO2 – углекислый газ. Он как соль – необходим, но при большой концентрации приносит вред. Человечество очень долго использовало ископаемое топливо и не думало о последствиях. Из-за этого концентрация углекислого газа в атмосфере выросла настолько, что последний раз подобное было только 300 миллионов лет назад. Это называется антропогенным изменением климата. Что посеешь, то и пожнешь.

РКИК ООН (UNFCCC) – Рамочная конвенция ООН по изменению климата, очень важный документ, принятый почти всеми странами мира в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Только тогда страны согласились, что изменение климата – это реальная угроза.

КС (COP) – Конференция сторон, или Conference of Parties, а по-простому – КОП. Представители стран, подписавших и не подписавших рамочную конвенцию, дважды в год собираются, чтобы найти способ спасти планету. Такая конференция собирает от 5 000 до 30 000 участников.

Парижское соглашение – историческое климатическое соглашение было принято в 2015 году в Париже и на данный момент ратифицировано 185 странами из 197. Оно вступило в силу всего через 9 месяцев и призывает страны сделать все возможное для спасения планеты от последствий изменения климата.

NDC (Nationally Determined Contributions) – определяемые каждой страной цели по снижению выбросов CO2 и адаптации к последствиям изменения климата, описанного в Парижском соглашении. Каждая страна сама решает, что может сделать, но должна пересматривать свою цель каждые 5 лет.

МГЭИК (IPCC) – Межправительственная группа экспертов по изменению климата – независимая научная организация, которая делает доклады, объединяющие научные работы по климату тысяч ученых со всего мира. На эти доклады опираются решения всех стран мира, принятые на КС. И они четко называют виновного в изменении климата. Это – человек.

1,5 градуса Цельсия – повышение температуры атмосферы на полтора градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем грозит беспрецедентными последствиями для планеты. Сейчас мы находимся на отметке 1 градус.

Мариана Вербовска, Международная журналистская сеть

Источник фотографии L.W., лицензия СС сайта Unsplash

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: