Вы здесь

Кратко. О чем говорили на Lviv Media Forum и какие проблемы волнуют украинское медиапространство

В фокусе

На границе весны и лета во Львове прошел седьмой медиа форум – одно из крупнейших событий такого рода Восточной Европы. Mediakritika.by благодаря поддержке Detector Media смогла попасть на все три дня Lviv Media Forum и теперь рассказывает, какие проблемы волнуют украинское медиасообщество и – короткими цитатами – о чем говорили спикеры.

Этот материал разделен на две части. В первой мы вкратце рассказываем про потоки и некоторые лекции, воркшопы и обсуждения (всего их было более 60, с полной программой можно познакомиться здесь). Во второй – формат «подслушано», где приводим интересные, но не дословные цитаты, которые нам удалось подслушать, лавируя между четырьмя залами, в которых параллельно проходили интересные активности.

Первый день: открытие форума и три лекции в зале «Арена Львов». Питер Померанцев из Лондонской школы экономики прочитал «Популизм – не идеология, это цифровая стратегия. Как социальные медиа определяют общество», Стивен Меринджер работает в NATO (Бельгия) и рассказывал про цифровую коммуникацию NATO. А Юсуф Омар из Hashtag Our Stories рассказал про будущее историй.

Следующие два дня – это больше десятка потоков в четырех залах бывших заводских цехов, адаптированных для проведения мероприятий. Названия потоков – фактически обобщения важнейших проблем и вызовов, с которыми сталкивается украинское медиасообщество. На «политике» рефлексировали на тему прошедших недавно в Украине президентских выборов. На «расследования» во Львов специально пригласили Джейну Литвиненко из Buzzfeed. Темы большого потока «сторителлинг» были широки, не только про лонгриды: здесь и датский режиссер Симон Леренг Вильмонт с выступлением о том, как рассказать про войну через документальные форматы, здесь же были и техники сторителлинга для мобильной журналистики от Дин Арнетт из BBC Academy. Поток «построение сообщества» был неоднородным: тут говорили и про журналистику социальных изменений, и про ценности и стратегии журналистики участия, и про то, почему локальным медиа нужно писать про экономику.

После обеда во всех четырех залах начались потоки «вызовы». Где-то обсуждали, как интегрировать Крым в мировой медиадискурс. Где-то выясняли, готовы ли суды к коммуникациям цифровой эпохи. Параллельно говорили про трансформацию общественного вещания в регионах и роль медиа и соцсетей во время выборов. А министр здравоохранения Украины отвечала на вопрос, готовы ли мы смотреть правде в глаза.

Последний день Lviv Media Forum был не менее насыщенным, чем предыдущие два. Один зал целиком был отдан под поток «коммуникации», где утром начали с украинских и мировых кейсов о том, как креативные идеи изменяют мир. А к завершению форума рассказывали про создание влиятельного репортажа через Инста-сториз. Поток «журналистика данных и безопасность в интернете» начался с воркшопа Марека Миллера из Google News Lab. по инструментам фактчекинга и верификации новостей. На потоке «цифровые технологии» обсуждали американские гонки эмоций с Савиком Шустером, затем влияние медиа на ход выборочной кампании 2019 (Ярослав Ведмидь), а завершился поток обсуждением онлайновых медиа в контексте президентских выборов (Наталия Кононенко).

В другом зале на потоке «онлайн медиа» утро началось с рассказа Гвидо Булоу (Facebook, Германия) о том, как Facebook поддерживает журналистику. Франак Вячорка из беларусской Радыё Свабода рассказывал, как редакция работает с Telegram. Завершился поток рассказом Алексея Аметова из Look At Media о том, как изменяется концепция лайф-стайл изданий и какое будущее им предлагают.

Параллельно в еще одном зале проходили два потока: «монетизация» и «возможности». На первом обсуждали все актуальное, касаемо, непосредственно, монетизации. Алеся Жук из CityDog.by, например, поделилась с украинцами кейсами, как в Беларуси зарабатывают медиа в целом и CityDog.by, в частности. В «возможностях» украинцы могли узнать, где, кто и какое актуальное финансирование сейчас предлагают для медийщиков.

 

-------------------------

 

Тема: ЖУРНАЛИСТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ БОТОВ. УРОКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

«Нам дали информацию – мы ее должны проверить и опубликовать. Ибо непубликация про преступления кандидатов на президентский пост – это тоже некрасиво по отношению к читателю» – «Даже если спецслужбы перед выборами сливают информацию на конкурента президента, не важен источник – важна информация»

[выше речь про сливы в медиа. Но это не самые популярные среди присутствовавших мнения. Один из доводов против, услышанный во время обсуждения: таким образом спецслужбы легализуют информацию, собранную незаконно – авт.]

 «Про коррупцию и оффшоры нужно писать всегда – выборы в стране… не выборы… А в период избирательной кампании – тем более»

«В социальных сетях ведь только 1% пользователей пишут посты. 10% их комментируют. А 89% просто читают написанное другими»

«В конце концов, не на основании только пары расследований люди выбирают, за кого голосовать. Важен личный опыт и т.д.» – «Это нормально делать выбор, опираясь на факты, а не на сериал ‘Слуга народа’»

«Хуже всего, когда и боты, и влиятельные люди одновременно пишут одно и то же»

На вопрос модератора, считают ли участники дискуссии, что благодаря им президентом стал Владимир Зеленский:

Сергей Андрушко, RFE/RL, Схемы: «Не от нас это зависит. Наша задача просто рассказать про то, что припрятано».

Анна Бабинец, Следствие Инфо: «Частично да»

Денис Бигус, Bihus.info: «Да, медиа влияют на ротацию власти. Это называется демократией»

 

Тема: ВИЗУАЛЬНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: НРАВИТСЯ ВАМ ИЛИ НЕТ

«Кинодокументалистика – хороший способ брендам выйти на более широкую аудиторию. Бренды уже идут в сторителлинг»

«Еще Аристотель описывал эту схему: герой → цель → конфликт, где хочет, но не может получить → кульминация (цель достигнута или нет) → что после кульминации. Цель – это и про документалистику. Через всю историю вы отвечаете на заданный в начале вопрос, вы должны заинтриговать читателя/зрителя узнать ответ на вопрос»

 

Тема: THE ECONOMIST: ПОЧЕМУ И КАК ЛОКАЛЬНЫМ МЕДИА НУЖНО ПИСАТЬ ПРО ЭКОНОМИКУ

«Если городской совет выделил больше денег на яркие елки, чем на освещение – это про деньги. И как прожить на 1 евро – это тоже деньги. Деньги тоже прекрасно продают и собирают лайки для медиа»

«Согласно исследованию, украинские локальные медиа больше пишут про деньги, чем про криминал: 32,6% против 21,3%»

«Вы никогда не знаете наверняка, что будет читать ваша аудитория. Поэтому предложите разное – полезное и интересное. Это точно будут читать»

 

Тема: ТЕХНИКИ СТОРИТЕЛЛИНГА ДЛЯ МОБИЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ. ВОРКШОП

«В каждом сюжете нам нужна эмпатия»

«Вы должны четко понимать, что зритель хочет от вас, чего он может ожидать от вас»

«В мире меняется процесс создания сюжетов. Раньше мы делали хорошие сюжеты, сейчас люди хотят стать частью сюжета/истории. Мы должны дать им эту возможность»

«Что будет дальше? Были огромные машины-студии, которые нужно было постоянно гнать на съемки. Будет мобильная журналистика. Ведь уже на современные мобильники можно снимать видео лучшее, чем на профессиональные камеры, выпущенные 10 лет тому назад»

«Неплохие программы для работы с видео на смартфоне: Filming Pro, Cinema FV-5, Kinemaster»

«В США дети отправляют смартфоны в космос, словно пули. Телефоны возвращаются на парашютах, и дети используют кадры в своих сюжетах про космос»

«Мобильник – это еще один инструмент, но он не заменит абсолютно все»

«В чем разница между сторителлером любителем и профессионалом? У любителя аудитория – родственники, друзья, знакомые. А профессионал при создании сюжета должен думать о широкой аудитории»

 

Тема:  ЧТО МЕДИА МОГУТ ДАТЬ АУДИТОРИИ КРОМЕ КОНТЕНТА

«medialab.online – нишевое издание. Даже скорее нишевое в нише. Мы начали прощупывать, кто, что и почему нас читает. Через Google Forms сделали опрос: кто эти люди? Чего они к нам заходят? Чего хотят? Но главный вопрос – почему нас читают?»

«Мы почитали ответы на наши вопросы и начали гастролировать по Украине. Делали оффлайновые встречи с командой MediaLab, совмещая их с другими нашими поездками. Встречи были в формате 'антилекций'. На оффлайновых встречах мы узнаем боль украинских медиа и вдохновляемся»

«Парадокс: больше контента делать не нужно. Много ресурсов тратится на создание и продвижение. Медиаполе переполнено контентом, поэтому нужно делать что-то ‘вкусное’ и сюда направлять усилия»

«Не все меряется в цифрах. Ты можешь иметь маленькую аудиторию и большой авторитет, а может быть и наоборот»

 

Тема: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ В РЕГИОНАХ УКРАИНЫ

«За 5 лет мы перепробовали все возможные пути увеличения финансирования, кроме одного: «Если будете ‘хорошо’ рассказывать про чиновников, не будете иметь финансовых проблем»

«Говорили, людей можно приучить платить абонентскую плату. Но люди пока не понимают, зачем им на самом деле общественное телевидение»

«Когда политики идут на одни каналы, готовятся к серьезной битве. На другие каналы – знают, что все будет спокойно. А как идти на общественное телевидение они не знают. Но теперь понемногу привыкают, что здесь все будет объективно»

«Мы пробовали добиться денег от государства, даже добились 0,2%. Но денег так до сих пор и не получили. Просили МВФ включать требование по финансированию общественного телевидения в условия выдачи очередного транша Украине, но они говорят: «Мы стараемся все упростить, а вы предлагаете добавить еще один кнут»

 

Тема: РОЛЬ МЕДИА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ

«1 тур. Все 10 кандидатов в президенты, которых мы мониторили в Facebook, давали пространные лозунги и критиковали Порошенко, кроме самого Порошенко. Зеленский-блогер в то же время давал полезную информацию в блогерском стиле. Например, как проголосовать находясь за границей.

2 тур. Зеленский общался с людьми только через соцсети, журналисты фактически не имели к нему доступ. Медиа просто рестранслировали то, что появлялось в соцсетях»

«В первом туре самыми популярными постами в соцсетях медиа, которые мы мониторили, не всегда становились посты про выборы. Во втором туре все топовые посты были про выборы»

«Соцсети – просто инструмент. Победили не медиа или социальные сети, победили технологии»

«Соцсети – сильный инструмент. Как говорил один китайский философ, инструмент – это здорово. Но им могут пользоваться и хорошие, и плохие люди. К сожалению, плохих людей больше»

«Facebook очень сильно поляризует общество. Если бы я поспорила с кем-то вживую, то рано или поздно мы бы нашли общий язык. На фейсбуке это невозможно, и это доказывает соответствующее исследование»

«Люди перестают отличать важное и правду от фейков и информационного шума. Люди готовы изменить свой голос за 3 дня до выборов! И только из-за информации, появившейся в соцсетях»

«В Украине есть школы, в которых проводится курс по медиаграмотности. В наших планах, чтобы во всех школах страны был такой курс. Ведь в Швеции у всех детей перепроверять информацию – как руки помыть перед едой»

«Мы должны работать с эмоциональным интеллектом. Потому что нет гарантии, что человек не клюнет на фейк, действуя на эмоциях»

 

Тема: КАК МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ЖУРНАЛИСТИКУ. The Facebook Journalism Project

«Наш акселератор – это не только про крупнейшие медиа. Это и про небольших издателей, их устойчивое развитие»

«Instant Article – решение, которое делает нашу платформу удобнее для издателей. А paywall в Instant Article – это одна из моделей поддержки новостной индустрии»

«За 3 года мы профинансировали, помогли и инвестировали в медиа $300млн.» [чистая прибыль Facebook в 2018 году - $22,1 млрд. – авт]

«Каждая жалоба в Facebook проверяется живыми людьми. И не важно, 1 человек пожаловался на аккаунт/пост, или 30000» [речь про информационные войны в соцсетях, когда на «неугодных» жалуются и добиваются блокировки аккаунта. Кстати, модераторы Facebook признаются, что не всегда справляются с огромным потоком жалоб на контент, а правила не могут описать все возможные спорные случаи: «Порой на принятие решения о том, удалять запись или нет, отводится всего 10 секунд»]

 

Тема: КАК ТЕХНОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НОВУЮ ЭРУ МЕДИА

«Сейчас в ТВ-вещании происходит четвертая революция. Это про облачные платформы. Вещатель платит ровно столько, сколько ресурсов облака использует. В обычных условиях производитель тратил огромные деньги на поддержание инфраструктуры, теперь это не нужно»

«Главное: будущее не в технологиях, будущее в людях!»

 

Тема: КАК МЕДИА ИСПОЛЬЗУЮТ TELEGRAM И МЕССЕНДЖЕРЫ

«Телеграм дает возможность прямого доступа к миллионам людей»

«Медиа движутся в сторону персонализированных медиа»

«Беларусское Радыё Свабода не делает один телеграм-канал для всех. Рано или поздно потолок здесь будет достигнут. Радыё Свабода делает много разных каналов»

«Tik Tok в некоторых странах является соцсетью №1. Чем раньше мы поймем, что и как там делать, тем успешнее мы будем в будущем. В Tik Tok когда-нибудь появятся чаты, паблишинг-платформы…»

«Иногда люди доверяют конкретному живому человеку больше, чем бренду. И дают информацию напрямую человеку, работающему в конкретной редакции, а не корпоративному аккаунту»

 

Тема: КАК СДЕЛАТЬ DIGITAL-ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМ АУДИТОРИЯ ЗАХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В ОНЛАЙНЕ

«Элемент магии, или быстрый рецепт успеха: 1. Идея. 2. Реализация. 3. Дистрибуция. 4. Результат. Но главный вопрос здесь: WHY? Почему люди должны вас дистрибутировать? Есть индикаторы количественные и качественные. И только качественные смогут дать ответ на вопрос «почему?»

«В первую очередь нужно думать о то, как сделать контент уровня «Я тебе сейчас кое-что расскажу»

 

Тема: КАК В БЕЛАРУСИ ЖИВУТ И ЗАРАБАТЫВАЮТ МЕДИА

«Яндекс.Дзен дает трафик. Но какая это аудитория? Есть пример беларусских региональных медиа, у которых более 50% трафика идет из России»

«В 2018 году нативные проекты принесли 55% дохода CityDog.by, 20% – статьи. Медийная реклама 14%, интерактивы 6% и прочая реклама – 5%»

«Продавайте иностранный трафик отдельно, через сторонние сайты/агентства»

«Когда мы только начинали и шли на переговоры с клиентами, не называли термин «нативная реклама». Просто объясняли, что мы предлагаем»

 

Тема: КАК; ПРИВЛЕЧЬ ДОНОРОВ К МЕДИА

«10-15 лет назад в США говорили, что, если медиа не зарабатывают, то не нужны такие медиа. Прошло время, стало ясно, что подписка и реклама не работают или работают частично. И теперь даже медиа в США начали работать с грантами, донорами»

«Донор – не просто организация, которая дала тебе деньги просто потому что ты такой хороший. Донорские деньги – они часто тяжелее (и по отчетам, и по KPI), чем деньги коммерческих инвесторов. Деньги инвесторов можно переделать, изменить тему истории и т.д. Из проекта с донорами нельзя выйти на половине пути и сказать, что «мы не смогли». Тогда ты просто лишил аудиторию права услышать какую-то важную историю, которую могли рассказать другие медиа на эти же ресурсы»

«В отчеты важно включать не только цифры, но и влияние на общество. Например: «после репортажа Громадского ТВ туристам в Египте наконец-то помогли». Или «Кремль ответил на вопрос, поднятый Громадским»

«Нередко доноры плохо ориентируются в медиапродакшне. Они не понимают, почему $30к. – мало для создания телепрограммы. Или могут удивиться, почему за условные $10к. у тебя нет рейтинга, как у «Танцев со звездами» с огромными бюджетами»

 

Тема: DIGITAL-ПРОДВИЖЕНИЕ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА. КЕЙС «НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ»

«Главное отличие новостного контента на ТВ и в соцсетях – в последних новостномуконтенту нужно конкурировать с огромным количеством развлекательного контента»

«Лайвы – если это не очень срочная новость – к сожалению идут очень плохо. Но есть варианты: приблизить зрителя к себе, показывать ему бекстейджи, редакционную кухню»

 

На форум ездил Антон Суряпин

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: