ОБ АВТОРЕ

Заместитель редактора Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик, дроналист, фотограф, верстальщик в Tilda и т.д.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член Правления БАЖ.

Вы здесь

«Все это проходило под знаком “Не против ли я”». Модератор президентских дебатов в Украине Андрей Куликов рассказал о том, что было за кадром

Интервью

Андрей Куликов – известный украинский журналист, теле- и радиоведущий, Председатель правления «Громадське радио». Про него на Lviv Media Forum одна из наших знакомых украинских журналисток сказала: «Андрей наш ум, честь и совесть». Этого человека вы могли видеть в трансляции президентских дебатов в Украине. Мы встретились с Андреем спустя год на LMF’2019 и расспросили о том, что осталось за кадром президентских дебатов.

 

– Андрей, как вы стали модератором дебатов? Подавали какую-то заявку?

– Нет, никакую заявку я не подавал [улыбается – авт.]. Я об этом даже не думал. Перед первой попыткой провести дебаты кандидатов в президенты Украины я разговаривал с политтехнологом Виктором Уколовым, мне через него нужно было пригласить одного депутата к себе в радиоэфир. В конце разговора Виктор говорит: «Слушай, тут есть идея пригласить тебя как модератора на дебаты. Ты не против?» – «Я не против». – «Тогда тебе позвонит Олег Медведев» [один из ведущих политтехнологов Петра Порошенко].

Олег Медведев позвонил на следующий день: «А ты не против?» – «Я не против». – «Тогда тебе позвонит Святослав Цеголко» [пресс-секретарь Петра Порошенко]. Цеголко позвонил еще на следующий день и тоже спросил, не против ли я и сказал: «Ну, приходи в день дебатов в Администрацию президента».

За несколько часов до начала Святослав еще раз переспросил, не против ли я. Ну конечно не против, куда деваться-то?! Он попросил меня «подождать тут», потому что прямо в тот момент проходило совещание, было еще несколько кандидатов. Но позднее он вышел и сказал, что утвердили меня.

В тот же день я был на стадионе. Правда, это не были дебаты: пришел только Порошенко. При этом меня не предупредили, что сначала он обратится к своим приверженцам, которые собрались на стадионе. Потом состоялось то, что состоялось. После этого никакой реакции со стороны команды Порошенко не было: ни спасибо, ни «ай-яй-яй, что ж ты наделал?!»

Перед вторыми дебатами я уже предполагал, что меня снова могут пригласить. И за пару дней до них мне позвонил Святослав Цеголко: «Ты не против?» – «Я не против». – «Тогда тебе позвонит Семенов».

Семенов – опытный, авторитетный украинский телевизионщик, который со стороны Порошенко отвечал за телевизионную составляющую дебатов. Команды Порошенко и Зеленского в организации вторых дебатов работали вместе, и, по-моему, получилось неплохо.

Семенов позвонил мне в половину двенадцатого ночи накануне дебатов с вопросом, не против ли я… В общем, все это проходило под знаком «Не против ли я».

На следующий день я уже был на стадионе, при этом меня никто не предупредил, что модераторов будет двое, что будет еще Елена Фроляк, телеведущая и редактор. В 12 часов дня в день дебатов мне начали один за другим звонить коллеги и спрашивать, правда ли, что буду там с Еленой. А я не знаю! Пятый или шестой звонок был от самой Елены: «А это правда, что я буду там с вами?» Оказалось, что правда.

Мы встретились на стадионе за полтора часа до начала дебатов и в присутствии двух доверенных лиц от Порошенко и Зеленского составили сценарий начала дебатов: вступление, приветствие и жеребьевка… А дальше все пошло на импровизации.

 

– Помог ли вам радио- и телевизионный опыт уверенно провести дебаты, которые смотрели даже далеко за пределами Украины?

– Помог не только опыт работы на телевидении и радио. Помог и опыт выступлений перед значительными аудиториями. Потому что в конце 80-х и начале 90-х я был активным участником «Народнага Руха», мне приходилось часто выступать перед большими аудиториями с идеями, которые тогда не всегда были популярными. И иногда мне приходилось сталкиваться с большим количеством людей, которые были настроены против тех идей.

В этот раз модераторам было намного легче, потому что отношение людей, которые собрались на стадионе, было либо нейтральным, либо они нас поддерживали. Враждебности к модераторам не было. А вот к кандидатам в президенты да, была и враждебность.

– На вторых дебатах Порошенко со своей командой пошел со своей сцены на сцену Зеленского. Все пошло не по плану?

– Все пошло по плану Порошенко. Конечно, мы с Еленой Фроляк не догадывались, что такое могло быть. Хотя если бы мы подумали тщательнее, на что у нас не было времени, могли бы догадаться. Дело в том, что Порошенко настаивал на том, чтобы было две сцены. Для чего он настаивал? Чтобы от одной из них отказаться, что и получилось.

Мы с Еленой вышли на середину стадиона, открыли дебаты. Затем она пошла на сцену Зеленского, я пошел на сцену Порошенко. Но не успел я дойти, как заметил, что на меня движется Порошенко. Он меня развернул. По дороге пришлось еще что-то рассказывать. Потому что по законам жанра это не должно было происходить совершенно без комментариев. Импровизировал.

– Никаких санкций к Порошенко за нарушение сценария не было?

– Ведь и сценария как такового не было, кроме самого начала. Вообще, я думаю, что ход Порошенко был силен, но он не был продуман до конца. Потому что сначала на сцену Зеленского пропустили всего несколько человек вместе с Порошенко, и он оказался в окружении команды Зеленского.

Кажется, Цеголко мне на сцене сказал, чтобы я попросил Зеленского убрать его людей. Но я ответил, что это невозможно, ведь это Порошенко к нему на сцену пришел. И можно только попросить пропустить сюда людей Порошенко.

Люди Зеленского согласились. Но это был довольно проигрышный ход, потому что чисто по картинке люди, стоящие за Порошенко, были пестрыми и неоднородными: и мужчины, и женщины, и военные… Очевидно, замысел был – показать разносторонность поддержки, но получилось показать неоднородность. В то время как Зеленский создал впечатление если не монолитности, то сплоченности своей команды.

– И какая разница между работой с эмоциями на ток-шоу и модерированием дебатов между действующим и будущим президентами Украины, у которых иногда приходится довольно жестко требовать соблюдения тайминга?

– В ток-шоу «Свобода Слова» я работал 9 лет. Там были эмоции участников и участниц, но мы пытались их сдерживать.

С президентами я работал не впервые. И в ток-шоу, и интервью брал. Я работал с Ющенко, Януковичем и Порошенко. Поэтому ничего неожиданного. Наоборот, обстановка дебатов тебя даже несколько защищает. Потому что это видит вся страна, и если по отношению к тебе кандидаты будут вести себя неделикатно, то – извините за выражение – народ защитит.

Как раз в студии бывает сложнее работать с президентами, особенно когда берешь интервью тет-а-тет.

А чтобы не обращать слишком много внимания на реакцию аудитории (хотя учитывать ее нужно), ты как бы выстраиваешь воздушный купол, в который заключаешь себя и людей, с которыми непосредственно контактируешь.

Поэтому да, если бы не было этих девяти лет работы на ток-шоу плюс большого опыта работы на радио, было бы хуже. А так вроде бы получилось неплохо.

– Зеленский победил. Он не контактирует с классическими медиа. Но планируете ли вы все же пригласить его на интервью?

– Я пытался его пригласить еще когда он был кандидатом. Но его пресс-служба, на мой взгляд, не очень хорошо себя ведет с журналистами. Одно дело – прямо отказать, сказать: «У вас никогда не будет этого интервью». Другое дело – мучать обещаниями и не предоставить в конце концов даже людей из команды или из штаба.

Или, например, написать, что у кандидата более 300 приглашений от украинских и зарубежных медиа, и поэтому, мол, он не дает интервью вплоть до дня голосования. А через день разослать циркуляр всем СМИ: «Смотрите эксклюзивное интервью Зеленского телеканалу Украина». Это было еще в ходе избирательной кампании.

Работать с ними нелегко, но будем работать. В конце концов все должно получиться.

– И немножко наивный вопрос. Отразилась ли история с модерированием дебатов на вашей личной популярности?

– Да, и иногда мне даже обидно. Столько всего разного сделано за много лет, а говорят: «Мы вас видели на дебатах!» Я вовсе не считаю это вершиной ни своей карьеры, ни своей работы. Просто реально в этот раз смотрели, по подсчетам наших статистиков, чуть ли не 80% украинцев.

 

Иллюстрации: скриншоты из онлайн-трансляции дебатов телеканала 112 Украина

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в:

Опрос