ОБ АВТОРЕ

Заместитель редактора Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик, дроналист, фотограф, верстальщик в Tilda и т.д.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член Правления БАЖ.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО АВТОРА

Вы здесь

Почти семь причин обзавестись дроном и использовать его во благо природы

Ремесло

Штатный дроналист Зелёного портала Антон Суряпин рассказывает, как он использует или может использовать свой дрон во благо экологии: от борьбы с некультурными рыбаками до припугивания нерадивых граждан, которым лень довезти свой мусор с дачи до цивилизованной урны.

Дрон у меня появился в феврале этого года. С тех пор я налетал уже почти 360 километров, провёл в воздухе больше 30 часов, совершил 197 взлетов и ровно столько же мягких посадок. Иногда летаю во благо природы, в прямом смысле этого слова. И, кажется, уже могу поделиться несколькими советами, как и вы можете применять авиамодель с благими целями.

 

Журнализм + дрон = дронализм

Самое очевидное применение дрона для человека с большим бэкграундом в журналистике – использовать аэросъмки, чтобы показывать читателям с воздуха то, что с земли смотрится скучно/непонятно/неочевидно.

Если пропустили, обязательно посмотрите эти специальные проекты Зелёного портала, чтобы понять, о чем речь:

Аэропорт Минск-1. Как ещё могла бы выглядеть огромная территория в центре столицы.

Бывший троллейбусный парк в центре Минска. Что, если не жилой комплекс? 

Оцените поддержку с воздуха для проекта Солнце в противогазе. Как китайские кредиты отравляют жизнь в Светлогорске.

И из последнего – показали свысока, как выглядит микрорайон Каменная горка в Минске в спецпроекте Человейник мечты. Во что может превратиться «городское гетто», если за него возьмутся урбанисты и дизайнеры

Заодно взгляните на небольшие видео про Крупнейший гранитный карьер Европы, расположенный в Беларуси и Как выглядит крупнейший клубничный рынок Беларуси с высоты птичьего полета.

 

Борьба с незаконной рыбалкой (это смешно)

Дело было весной, когда в Беларуси действуют ограничения на ловлю рыбы. От домика в деревне до небольшого, но некогда рыбного озерца буквально метров 50. Выхожу раз на берег – на противоположном сидят двое рыбаков и ловят в 4 удочки. Через полчаса ситуация та же. И еще через час сидят где сидели.

Дрон с собой – почему бы не взлететь? Авиамодель взмыла в небо – рыбаки встали со своих кресел. Дрон делает круг вокруг озерца – рыбаки смотрят не на поплавки, а на жужжащее чудо техники, летающее со скоростью 70 км/ч над водой.

Дрон подлетает к рыбакам и зависает над ними – те быстренько сматывают удочки.  Уехали они быстрее, чем я успел приземлиться.

Подозреваю, борьба с расставляющими сети была бы не менее продуктивной.

 

СПРАВКА

В Беларуси довольно запутанные правила легальных полётов на дронах (особенно, если техника может улетать дальше прямой видимости пилота – от 300 метров). Но в очень-очень упрощенном виде схема выглядит так:

1. Вы должны быть членом ОО «Белорусская федерация беспилотной авиации». Ваш дрон должен быть зарегистрирован в БФБА, чтобы легально использовать частоты передачи данных. На нем должна быть специальная наклейка от федерации с регистрационным номером.

2. Нельзя взлетать в запретных зонах. Посмотреть их можно в Публичной кадастровой карте РБ (справа – в «Таблице содержания» – нажать галочку «Зоны, запрещённые для использования авиамоделей/запретные/опасные»).

3. Если место, где вы собираетесь взлетать, не запрещено – можете выполнять полет. Но не выше 100 метров от уровня земной поверхности и не далее 300 метров от вас. Вы обязательно должны иметь прямой визуальный контакт с дроном, иначе он превращается из авиамодели в беспилотный летательный аппарат, и тогда его нужно регистрировать примерно как огроменный настоящий пассажирский самолет. Штрафы за нарушения могут составлять до 100 базовых величин (больше 1000 евро, на минуточку).

4. Если при этом вы хотите не просто попугать нарушителей, но и сделать фото/видео с высоты птичьего полета и опубликовать их где угодно, то минимум за 5 рабочих дней до съемки нужно запросить в Генеральном штабе Вооруженных Сил РБ разрешение на проведение аэросъемочных работ, а после съемки перед публикацией согласовать материал там же. Санкции – все те же до 100 б.в., и есть риск нарваться на уголовное дело за шпионаж, если в камеру попадет что-то секретное.

 

Борьба с несознательными гражданами, которым лень подкинуть свой мусор до города (мопед не мой)

Рассказывал товарищ, также владеющий дроном. Ехал посреди полей-лугов, увидел на опушке леса явно незаконную свалку. Отъехал подальше, остановился, решил провести что-то типа эксперимента.

Через несколько минут с проселочной дороги, ведущей к деревне, выехала машина на минских номерах и остановилась. Из машины вышел человек, открыл багажник, достал пакет с мусором… В этот момент к нему подлетел дрон товарища. Человек положил пакет обратно и уехал с ним.

Проезжая мимо товарища, водитель поддал газу. Возможно, хотел проскочить, чтобы стоявший на обочине не разобрал номера авто. Только люди не очень понимают, что современные дроны среднего класса способны гнаться за авто со скоростью 70 км/ч и одновременно записывать видео в разрешении 4К или делать очень качественные 20-мегапиксельные фото, на которых марку и номер автомобиля можно будет разобрать даже если кажется, что дрон остался далеко позади.

 

Борьба с незаконными вырубками

Дальше чистая теория, чистый хардкор. Например. Дело было в моем детстве, когда фотоаппараты были только пленочные, а слово «полёт» касалось либо очень обеспеченных граждан, либо военных летчиков. Рядом со всё той же деревней из п.2 есть лес.

Пошли мы однажды в лес – а там щепки летят. И мужики, далеко не похожие на лесничих, проводящих гигиеническую чистку леса, заготавливают дрова. Смею предположить, что услышь они между звоном бензопил жужжание летающей камеры над своими головами, итог был такой же, как с рыбаками этой весной.

 

Борьба с «паркунами» – и в городе, и за городом

Снять «паркуна», пытающегося оставить машину на зелёной зоне в городе – хорошо, но пролететь и зависнуть над ним на дроне, явно обозначив вашу озабоченность такой парковкой – еще лучше.

Еще в Беларуси существуют четкие правила, которые запрещают парковать автомобиль ближе 30 метров от воды и мыть транспортные средства в водоохранных зонах. Схема борьбы, если у вас есть дрон: поднимаем аппарат в небо – находим несознательных граждан – летаем над ними, демонстрируя озабоченность.

И делать это нужно обязательно, ведь даже новые автомобили могут внезапно потечь, а одна капля моторного или трансмиссионного масла и антифриза могут сильно подпортить много-много литров воды.

 

Лесные пожары

Если вы согласны с мнением, что Минлесхоз – не дураки, потому что в засушливые сезоны запрещает посещение лесов и разведение в них огня, то этот пункт для вас. Будете около леса с дроном – поднимите аппарат в воздух и посмотрите, не горит ли там что-нибудь.

Увидели дым от костра, а при приближении оказалось, что компания жарит шашлыки посреди сухостоя – обозначьте, что за ними следят. Лучше недожаренные шашлыки одной компании, чем сотни гектаров выгоревшего леса.

Мы ведь не хотим, чтобы в Беларуси случился филиал сибирского ада, за которым наблюдает весь мир? (И да, леса – это экономически выгодно!)

 

И многое-многое другое…

На самом деле, дрон – это просто еще один инструмент для того, чтобы сделать жизнь чуточку лучше. Он не игрушка, не ЗЛА (запугивающий летательный аппарат), не шпионское оборудование (попробуй провести негласную слежку, когда жужжание слышно за 200 метров). Использовать дроны можно во многих сферах жизни человека. В том числе, немножко помогать природе.

Этот список не закрыт. Если у вас есть еще какие-то мысли, как можно использовать дрон во благо природы – рассказывайте в комментариях под этой статьёй в соцсетях. Я, дроналист Зелёного портала, с удовольствием их почитаю и пообщаюсь с вами.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: