Вы здесь

Дезинформация для найма. Как PR-фирмы продают ложь в Интернете

Одна фирма пообещала «использовать каждый инструмент и использовать все имеющиеся возможности, чтобы изменить реальность в соответствии с пожеланиями нашего клиента». Об этой истории рассказал Buzzfeed  в партнерстве с новостным сайтом расследований на Тайване.

Герой расследования - Пэн Куан Чин, который демонстрирует разработанный им лично продукт – «Систему автоматического сбора контента»: поддельные учетные запили в социальных сетях мгновенно распространяют манипулятивный контент в новостные ленты.

«Я разработал это для манипулирования общественным мнением», - сказал Пэн репортеру новостного сайта расследований в Тайбэе, который сотрудничал с BuzzFeed News для этой статьи. Он добавил, что автоматизация и искусственный интеллект «могут генерировать трафик и рекламу гораздо быстрее, чем люди».

Пэну – 32 года. В интервью он подробно описал свой путь от рассылки спам-писем в возрасте 14 лет до того, как его завербовали для участия в кампании по переизбранию в 2018 году Наджиба Разака, бывшего премьер-министра Малайзии.

Клиентами Пэн являются компании, бренды, политические партии и кандидаты в Азии. «У клиентов есть деньги, и мне все равно, что они покупают», - сказал он.

А покупают они комплексную систему онлайн-манипуляций, которая может влиять на людей в огромных масштабах, в результате чего голосование, продажа продуктов и их восприятие изменяется кардинально.

Продукт Пэн создан по образцу программного обеспечения для автоматизации, которое он видел в Китае, и, по его мнению, никто другой за пределами материка, такого не имеет. Но хотя его технология может быть уникальной, его компания Bravo-Idea – нет.

В настоящее время во всем мире существует индустрия PR и маркетинговых компаний, готовая к развертыванию фальшивых аккаунтов, ложных рассказов и псевдо-новостных сайтов по разумной цене.

Если дезинформация в 2016 году характеризовалась тем, что македонские спамеры распространяли поддельные новости про Трампа, а российские тролли безудержно бегали по платформам, 2020 год станет годом коммуникационных профессионалов по найму, предлагающих сложные онлайн-пропагандистские операции всем, кто готов платить.

Во всем мире политики, партии, правительства и другие клиенты нанимают то, что в отрасли известно как фирмы «черного пиара», чтобы распространять ложь и манипулировать онлайн-дискурсом.

В обзоре BuzzFeed News, в котором рассматривались сведения о взломе учетных записей по деактивированным платформам и расследованиям со стороны охранных и исследовательских фирм, было установлено, что с 2011 года по меньшей мере 27 информационных операций в Интернете были частично или полностью отнесены к PR или маркетинговым фирмам. Из них 19 произошло только в 2019 году.

Совсем недавно, в конце декабря 2019 года, Twitter объявил, что удалил более 5000 учетных записей, которые были частью «значительной информационной операции, поддерживаемой государством» в Саудовской Аравии, проводимой маркетинговой фирмой Smaat.

В тот же день Facebook объявил об уничтожении сотен учетных записей, страниц и групп, которые, как он обнаружил, были вовлечены в «внешнее и государственное вмешательство» от имени правительства Грузии. Он приписал операцию рекламному агентству Panda в Грузии и правящей партии страны.

Натаниэль Глайхер, глава политики кибербезопасности Facebook, заявил BuzzFeed News, что «профессионализация обмана» представляет собой растущую угрозу.

«Более широкое представление об операциях обмана и влияния существует уже некоторое время, но за последние несколько лет мы наблюдали [...] рост компаний, которые в основном строят свою бизнес-модель вокруг обмана», - сказал он.

Хотя Пэн, возможно, один из самых искушенных практиков черного пиара, он далеко не единственный. Откровения в Саудовской Аравии и Грузии последовали после того, как последовали аналогичные исследования и исследования маркетинговых и PR-компаний в таких странах, как Израиль, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Украина, Бразилия, Индонезия и Польша.

Синди Отис, бывший офицер ЦРУ и автор «Правдивого или ложного: Справочник аналитика ЦРУ по обнаружению фальшивых новостей», рассказала BuzzFeed News, что информационные операции, проводимые национальными государствами, такими как Россия и Иран, предоставили «учебник для людей и групп, которые в финансовом отношении мотивированы вникать в это пространство».

«Появление черных пиар-фирм означает, что следователи на платформах, в охранных фирмах и в разведывательном сообществе «тратят все больше времени на поиск услуг по дезинформации для найма», - сказала Отис.

Archimedes Group, израильская черная пиар-компания, создала сети из сотен страниц Facebook, учетных записей и групп по всему миру, хвастаясь на своем веб-сайте, что она «будет использовать все инструменты и использовать все имеющиеся возможности, чтобы изменить реальность в соответствии с пожелания клиента ».

Для проведения выборов в Мали была создана поддельная страница для проверки фактов, которая утверждала, что за ней стояли местные студенты.

В Тунисе была опубликована страница под названием «Остановите дезинформацию и ложь».

В Нигерии были опубликованы страницы, в которых выступали за и против того же политика, бывшего вице-президента Атику Абубакара. Исследователи утверждали, что страница про Абубакара «была, вероятно, предназначена для идентификации его сторонников, чтобы позже нацелить их на контент против Абубакара».

В Украине пиар-компания Pragmatico наняла десятки молодых людей, разбирающихся в цифровых технологиях, чтобы выкачивать положительные отзывы о фальшивых аккаунтах Facebook.

В Польше Cat @ Net управляет сетями фальшивых учетных записей Twitter, управляемыми сотрудниками с ограниченными возможностями, работающими на дому, которых агентство наняло, потому что оно могло платить им ставки ниже рыночных, пока они получали государственные субсидии.

Репортаж Investigate Europe также показал, что Cat @ Net выполняла работу для одного из самых известных PR-агентств - Art-Media. Компания отказалась работать с Cat @ Net.

В Пуэрто-Рико журналисты рассказали, что бывший губернатор Рикардо Росселло был администратором группового чата Telegram, где, как оказалось, консультант из маркетинговой фирмы KOI планировал и направлял кампании в социальных сетях, чтобы подталкивать проправительственные сообщения и нападать на конкурентов. В августе Росселло подал в отставку, частично из-за широко распространенного возмущения по поводу чатов.

Карьера Пэна – это дорожная карта того, как сервисы онлайн-манипулирования превратились из индивидуальных операций в агентства, которые открыто рекламируют свои услуги и нанимают большой штат сотрудников.

В 14 лет он написал программу для рассылки спама по электронной почте, чтобы заполнять почтовые ящики людей на Тайване.

«Используя 30 компьютеров в комнате, я стал очень большим игроком в рассылке спама, - сказал Пэн. - Я думаю, что каждый второй человек на Тайване получил нежелательные письма, за которые я отвечал».

Пэн создал тысячи поддельных аккаунтов на популярных китайских досках объявлений, чтобы продвигать продукты своих клиентов. Вскоре он начал делать и продавать веб-сайты и консультировать через Skype, как зарабатывать деньги в Интернете.

«Я принимал так много, что даже потерял голос! Я тогда был учеником средней школы, и моей маме было интересно, что я делаю, разговаривая по телефону весь день », - сказал он.

В 2011 году певцы из школ всего Тайваня соревновались в популярном телевизионном конкурсе. Победила альма-матер Пэна: ее исполнитель получил более 41 миллион онлайн-голосов, почти вдвое больше количества всех жителей Тайваня.

Представитель школы подтвердил репортеру, что школа запросила помощь у Пэна на конкурсе, но отказался от дальнейших комментариев.

С 2013 года Пэн разрабатывает свою «Автоматическую систему сбора контента на ферме». Его клиенты используют его систему, чтобы перегружать выбранные им уголки интернета потоками сгенерированного искусственным интеллектом текста, которые влияют на результаты поиска.

Пэн совершенствовал систему, покупая услуги всех социальных сетей, и SEO-манипуляций, которые он мог найти на Taobao, огромном китайском сайте электронной коммерции, принадлежащем Alibaba.

«Вначале меня обманывали несколько раз, потому что я не очень понимал программное обеспечение, - сказал он. - Многие из них были фальшивыми или бесполезными».

Пэн поручил своим шести разработчикам создать систему, вдохновленную лучшим из того, что он видел.

В то время как Пэн фокусируется на автоматизации, черные пиар-компании в других местах полагаются на ручной труд, используя грубую силу там, где Пэн делает это кодом.

Для журналиста-расследователя Василя Бидуна это означало восьмичасовую смену в модном Подольском районе Киева. Он заходил в разные фальшивые аккаунты Facebook, чтобы комментировать высказывания в пользу кандидатов, критиковать своих оппонентов или вести разговоры в определенных направлениях.

Шли президентские выборы в Украине, и он сказал, что его работодатель, Pragmatico, похоже, заключил контракты с несколькими людьми, баллотирующимися на должность. Все политики, которые спрашивали о ферме троллей, отрицали свою причастность.

«Цель состоит в том, чтобы получить эмоциональную реакцию от человека, - рассказал Бидун в интервью. - Если они прочитают комментарий, даже если он поймет, что он был написан ботом, это могло бы повлиять на них эмоционально, и им стало бы труднее контролировать себя».

 

«Cat @ Net говорит, что это была пиар-компания, но на самом деле это была ферма троллей»

Но Бидун не просто выбивал часы в агентстве. После трех месяцев работы под прикрытием в агентстве он опубликовал подробное расследование.

Он и еще около 50 других сотрудников Pragmatico работали в одной квартире, вращаясь в три смены. По его словам, в основном студенты пытались заработать дополнительные деньги, чуть более 300 долларов в месяц.

Никто не говорил об этике работы – они просто делали то, что им говорили, продвигая кандидатуры как консервативных, так и прогрессивных политиков, в том числе популярного музыканта Святослава Вакарчука.

«Это было летнее время и способ заработать немного денег, - сказал он. -Большинство не задумывается о последствиях, которые может иметь их работа; они просто пишут».

За два дня до того, как расследование Бидуна было опубликовано в сентябре 2019 года, Facebook объявил об удалении активов фирмы на платформе, которая составляла 168 учетных записей, 149 страниц и 79 групп. Гигант социальных сетей также сообщил, что Pragmatico потратила 1,6 миллиона долларов на рекламу, что является значительной суммой для украинского рынка.

Но черный пиар продолжает процветать в социальных сетях в других частях Восточной Европы. В этом году Катажина Прушкевич в течение шести месяцев работала под прикрытием в польской компании Cat @ Net, которая называет себя «агентством ePR, в состав которого входят специалисты, создающие положительный имидж компаний, частных лиц и государственных учреждений - в основном в социальные сети."

«Cat @ Net говорит, что это была пиар-компания, но на самом деле это была [т] тролл-ферма. Они сделали фальшивые аккаунты », - сказала она BuzzFeed News.

Компания отрицала, что это была ферма троллей в заявлении, размещенном на ее веб-сайте.

Прушкевич сказала, что она и ее коллеги использовали поддельные аккаунты в Твиттере и Facebook, чтобы доставлять работу клиентам фирм. Это означало продвижение польских государственных СМИ, накачивание левых политиков, которые их наняли, или нападение на решение правительства разместить заказ на американские истребители F-35.

Сотрудники Cat @ Net работали удаленно, собираясь в Слэк, чтобы получить свои задания. Иногда профессиональный копирайтер предоставлял им контент, но часто сотрудники сами придумывали сообщения для фальшивых аккаунтов. Члены команды будут отмечать успехи друг друга, например, «когда кто-то важный, как политик, ответил на комментарий из фальшивых аккаунтов», сказал Прушкевич.

По словам Прушкевича, Cat @ Net фокусировалась на найме людей с ограниченными возможностями, потому что им можно было платить меньше и они могли бы получать государственные субсидии.

«Они в инвалидных колясках и имеют счета для оплаты. Они часто не имеют профессиональных навыков, и Cat @ Net дал им работу и получил от государства много денег для [найма] этих людей», - сказала она.

После того, как ее репортаж был опубликован в октябре 2019 года в Newsweek Poland, польское правительство начало расследование деятельности компании в отношении пособий по инвалидности, которые она получила. Тем не менее, по словам Прушкевича, аккаунты в Твиттере под управлением Cat @ Net по-прежнему находятся в сети.

«Фальшивые аккаунты все еще существуют сегодня и пишут в Twitter, как будто ничего не произошло, и каждый день я вижу, что они пишут в Twitter и Facebook. Это действительно расстраивает, потому что я провела расследование, и компания все еще существует », - сказала она.

Нигде рост черных пиар-фирм так тесно связан с маркетингом и политикой, как на Филиппинах. Многие легитимно выглядящие агентства здесь предлагают услуги черного пиара, которые включают в себя поддельные аккаунты в социальных сетях, веб-сайты и скоординированные кампании преследования.

В этом году Facebook объявил об аннулировании собственности, приписываемой Twinmark Media Enterprises, компании по цифровому маркетингу на Филиппинах, и Нику Габунаде, директору по социальным медиа в кампании президента президента Филиппин Родриго Дутерте в 2016 году. В обоих случаях Facebook заявил, что операции были связаны с «скоординированной недостоверной деятельностью».

Ранее Габунада настаивал на интервью BuzzFeed News, что участие Facebook в кампании Дутерте было «органичным» и «волонтерским».

Как ранее сообщало BuzzFeed News, некоторые политики, которые осуждали использование Дутертом фальшивых учетных записей Facebook и троллинг в 2016 году, использовали сервисы манипулирования социальными сетями в своих собственных кампаниях.

Черные пиар-услуги стали настолько прибыльными на Филиппинах, что многие пиар-фирмы чувствуют давление, чтобы предложить их. Один директор агентства сказал BuzzFeed News, что «заманчиво» предлагать услуги черного пиара из-за потенциальной прибыли. Трудно конкурировать с компаниями, которые предоставляют эти услуги, добавила она.

«У нас было несколько кампаний, в которых мы выступали против других фирм, которые были готовы использовать любую тактику для борьбы с тем, что мы выкладывали, если мы выдвигали кандидата, а они, например, продвигали противостоящего кандидата», - сказал он. директор агентства, который попросил не называть его имени, чтобы свободно говорить об отрасли.

 

«Филиппины предлагают предостерегающую историю для других стран»

Джонатан Корпус Онг, доцент кафедры глобальных цифровых медиа в Университете Массачусетса в Амхерсте, в течение многих лет изучал черные пиар-компании и троллинг на Филиппинах.

«Филиппины предлагают предупреждающую историю для других стран о том, что происходит, когда производство дезинформации в пиар-индустрии стало настолько финансово выгодным, что они перешли от теневых операций на черном рынке к профессиональной респектабельности корпоративного зала заседаний», - сказал он BuzzFeed News.

Онг сказал, что пиар-фирмы используют отраслевой жаргон при общении с клиентами, чтобы помочь «нейтрализовать стигму реальной дезинформационной работы, которую они выполняют».

«Например, они использовали бы термины «дополнительные страницы» и «работники службы цифровой поддержки» для описания того, что иначе называют «поддельными новостными сайтами» или «платными троллями», когда они предоставляют свои услуги потенциальным клиентам. Это придает ауру респектабельности и, что особенно важно, дает политикам уровень правдоподобного отрицания», - сказал он.

Подъем черных пиар-фирм находится на радаре мировой пиар-индустрии, которая давно боролась с проблемами собственного производства. В 2017 году отрасль выступила против манипулирования социальными сетями, когда Ассоциация по связям с общественностью и коммуникациям исключила Bell Pottinger, ныне несуществующую лондонскую PR-компанию, после расследования ее работы в Южной Африке, где фирма разжигала расовую напряженность в обслуживании клиент-миллиардер.

Белл Поттингер ранее получил от Пентагона контракт на 500 миллионов долларов на выполнение совершенно секретной пропагандистской программы в Ираке, сообщает Бюро журналистских расследований.

Глобальные агентства часто обращаются к отраслевым правилам. Джилл Танненбаум, директор по связям с общественностью и маркетингу PR-гиганта Вебера Шандвика, сказала BuzzFeed News, что компания должна «привлекать аудиторию к кампаниям, основанным на истине», даже когда она «конкурирует на рынках с нечестной тактикой. »

«У нас есть процесс для оценки любых обязательств клиентов, которые могут не соответствовать нашим ценностям или включать тактику, которая не является правдивой или прозрачной, поэтому мы можем соответствующим образом консультировать наши команды и наших клиентов, - сказала она в своем заявлении. - Наши местные лидеры - на Филиппинах и во всем мире – уполномочены отказаться от работы, которая вызывает озабоченность или не соответствует нашим ценностям».

После изгнания Bell Pottinger Международная консалтинговая организация по связям, объединяющая торговые группы PR по всему миру, установила 10 принципов, известных как Хельсинкская декларация. Они требуют, чтобы профессионалы в области коммуникации «знали о силе социальных сетей и использовали ее ответственно» и «никогда не участвовали в создании или сознательном распространении поддельных новостей».

Фрэнсис Ингэм, генеральный директор PRCA и исполнительный директор ICCO, сказал BuzzFeed News, что черные пиар-фирмы называют практикующих этику дурным именем.

«Наши члены в ярости от того, что они когда-либо заражены пятнами этих людей, которые действуют вне этических параметров отрасли», - сказал он.

Ингам сказал, что, несмотря на растущее число информационных операций, приписываемых PR или маркетинговым фирмам, эти компании являются исключением.

«Я понимаю, что всегда будет крошечный процент людей, которые называют себя PR или маркетологами, которые работают в серой или черной области», - сказал он.

В то время как законная пиар-индустрия работает над тем, чтобы отделить себя от этих практиков, платформам все труднее обрезать черный пиар от их экосистем.

«Если компания работает на нескольких платформах и имеет широкий круг деловых интересов, мы не сможем полностью их уничтожить», - сказал Глейхер из Facebook.

Он сказал, что подход Facebook состоит в том, чтобы удалить активы, вовлеченные в определенную операцию, и запретить всю организацию. В некоторых случаях Facebook также запрещает работу ключевых сотрудников с платформы.

«Причина, по которой мы это делаем, заключается в том, что мы ясно даем понять, что это не будет прибыльной бизнес-моделью на нашей платформе, - сказал Глейхер. - Вы строите бизнес вокруг этого, мы удалим вас».

Пэн, однако, не боится. Он сказал, что легко обойти контроль Facebook, и спрос на его услуги остается высоким.

«Я думаю, что взломать Facebook довольно легко. Мое программное обеспечение разработано для постоянной борьбы с Facebook, - сказал он. - Это сделано потому, что есть рынки, клиенты и потребности, и у людей есть деньги, чтобы заплатить за услугу. Мы делаем это потому, что есть спрос».

Крэйг Сильверман,  Джэйн Литвиненко, Вильям Кунг, Buzzfeed

Оценить материал:
2
Средняя: 2 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: