Вы здесь

Служу России. Как телеканал НТВ-Беларусь идеализирует российских силовиков

Ассортимент на любой вкус: от передач про здоровье для экзальтированных домохозяек до дорогих эфирных телесериалов для уставших мужчин-добытчиков. Не то чтобы это было большой новостью – беларусы безвылазно живут в инфопространстве России последние тридцать лет, сразу после развала СССР.

Но одно дело понимать и совсем другое – ежедневно смотреть шоу, размывающие границы национальной идентичности и пропагандирующие доблесть русских силовиков. То, что украинские власти посчитали информационной угрозой и успешно запретили, беларусские почему-то просто проигнорировали.

Пощелкав каналы, быстро становится ясно, что в навязывании милитаристской повестки особенно преуспело НТВ, бывшее в 90-е и в первой половине нулевых оплотом либеральных ценностей и критического отношения к кремлёвским властям.

После принудительной национализации медиа, развлекательное содержание серьезно изменялось - на первый план вышли истории про доблесть милиции (а потом полиции), военных, спецслужб, борьбу с криминалом.

Так в будние дни белорусской публике предоставлены на выбор многосерийные триллеры о неподкупных питерских полицейских «ППС» и «Невский», детектив про московского следователя «Одиссея сыщика Гурова», украинскую реинкарнацию австро-немецкого сериала «Комиссар Рекс»– «Пес».

Но безусловным лидером рейтингов телеканала до сих пор является долгоиграющий телебоевик «Морские дьяволы», за пятнадцать лет существования которого вышло аж целых пятнадцать сезонов.

Само шоу сосредоточено на операциях с участием членов контртеррористического подразделения «Тайфун» — спецназовцах ВМФ России, четко выполняющих задачи командования, как сказано в описании к шоу, «на земле, на воде и в воздухе».

В первых сезонах героями «Дьяволов» становится боевой квартет: командир Батя, стервозная Багира, брутальный Бизон и новичок Малой, в более поздних сезонах к ним присоединяется команда молодежи. Сейчас в эфире идет последний сезон «Рубежи родины», мне попалась серия под названием «Жемчужина из космоса».

По сюжету двое приятелей в возрасте находят на дороге машину с застреленным водителем и  металлической сферой с метеоритом внутри. Мужики тут же звонят в полицию и остаются ждать участкового.

Но вместо коррумпированного блюстителя порядка к ним приезжают местные бандиты с пистолетами и отжимают найденный артефакт, за которым обещает солидный куш фсбшник-предатель. Игру бандитам ломают взявшиеся откуда ни возьмись наши знакомые спецназовцы из Москвы.

Сюжетно «Дьяволы» застряли в сценарных шаблонах еще советских телефильмов, вроде «Следствие ведут знатоки» или «Государственной границы», когда с одной стороны блистали честные и благородные офицеры, а противостояли им столь же отъявленные негодяи.

Одномерность социалистического кино обуславливалась ситом партийных цензоров. Перед современными продакшн-компаниями такие ограничения уже не стоят, но формула «отважный силовик наказывает недалекого преступника» никуда не делась, из-за чего следить, чем же разрешится очередной конфликт просто бессмысленно.

Наши ведь все равно победят. В 2020 году, когда нелинейная драматургия и амбивалентные характеры персонажей уже стали достижением каждого второго сериала, такое стыдно не только смотреть, но и показывать.

Вишенкой на этом роскошном идеологическим торте служат прорывающаяся в «Дьяволах» кремлевская пропагандистская повестка из Сирии, где российская армия противостоит не только исламским террористам, но и подлым американским империалистам. Остаться в трезвом уме и твердой памяти после всего увиденного просто невозможно.

Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ cпециально для Mediakritika.by

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: