Вы здесь

«Неизвестная Беларусь». Деконструкция «последней диктатуры Европы»

The last dictatorship in Europe. Как ни прискорбно слышать, но именно так, через оптику растиражированных журналистских клише, сегодня воспринимают Беларусь во всем цивилизованном мире.

За примерами далеко ходить не нужно – вот, например, что наснимали четыре года назад бравые репортеры из американской Vice News, а этими КГБисткими ужастиками пугала своих читателей леволиберальная The Guardian в ноябре прошлого года.

Разумеется, что уничтожили международную репутацию страны наши авторитарные власти со сверхисполнительными спецслужбами, готовыми следить за каждым чихом представителей иностранных медиа, но ведь клин сошелся не только на попрании демократических прав и свобод.

Есть еще и простая жизнь простых люди, их нехитрый быт с каждодневными проблемами, мечтами и заботами, которая, конечно, не так хорошо продается, как басни о последней диктатуре Европы.

В сущности, изобретательно с местным контекстом уже тринадцать лет работает польский телеканал «Белсат», который иностранным назвать не повернется язык, поскольку на нем белорусы рассказывают истории о беларусах.

Теперь в своеобразную конкуренцию с ним включился пражский телеканал «Настоящее время», входящий в медиакорпорацию «Радио Свободная Европа», привлекающий к работе документалистов со всего постсоветского пространства.

Первым удачным (судя по первому эпизоду) опытом творческой коллаборации на нашей земле стал документальный цикл «Неизвестная Беларусь», над которым трудились дуэт режиссерок – Любови Земцовой («Место любви») и Юлии Шатун («Завтра») – и продюсер Владимир Михайловский.

Свой пилотный проект они ориентируют на зрителей, не живущих в Синеокой и знакомых со страной по укоренившимся стереотипам, вроде безукоризненно чистых улицы или иррациональной любви к картофелю. Разрушить эти предубеждения авторы как раз и пытаются.

В первом эпизоде они решили зайти с козырей, рассказав про гастрономическую Мекку минчан – рынок «Комаровка». Чем ломают шаблон ожиданий от просмотра – ждешь, что тебе сейчас покажут производственный репортаж о том, какие шестеренки приводят в движение продавцов буженины, гомельского сала и огурцов из-под Шклова, приехавших в столицу подзаработать.

Но репортаж оказывается фильмом совсем про место, а про людей. Не самых заметных для усталых глаз покупателей работников, которых занесло на рынок по самым разным причинам и жизненным обстоятельствам.

По сути, эпизод «Комаровка» – это лаконичная галерея производственных портретов, снятых с предельной добротой и вниманием (прямо чувствуется столкновение теплой энергетики картин Любы Земцовой и бытовой дотошности Юли Шатун). Тут и радушная женщина-диктор с художественным образованием, желающая доброго утра заступающим за прилавки продавцам, а в перерывах чеканящая скороговорки про «Грека через реку».  И мечтательная девушка-бариста с израненной душой, как у Фриды Кало, и рассуждениями о корнях страха старшего поколения, которое у них осталось от советского наследия.

И уборщица туалетов с биографией бывшей комсомолки «Метростроя», смешно угощающая коллег по рынку арбузом, из-за которого они вскоре придут к ней еще раз поздороваться. Продавец овощей из Бресткой области, пробующий себя в роли блогера. В общем, дистиллированная милота, оболочка которой не дала просочиться амбивалентной реальности с неизбежным хамством, тяжелыми взглядами и хмурыми лицами.

Пока «Неизвестная Беларусь» начинает рисовать образ сказочной страны, по-голливудски доброй и лишенной социальных неурядиц. И это, пожалуй, главное ее достоинство, как кинопроекта. На фоне паршивых новостных сводок, иногда хочется побыть в компании приятных и довольных своей жизнью людей. Хотя бы на двадцать экранных минут.

Тарас Тарналицкий специально для Mediakritika.by

Оценить материал:
2
Средняя: 2 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: