Вы здесь

Беларусские в основном только новости. Какую повестку дня формирует беларусское ТВ?

Александр Лукашенко на встрече с руководителями государственных СМИ вновь поднял вопрос о беларусском контенте на телевидении: «Нужно больше своей телепродукции. Когда мне говорят, что Марков (руководитель ОНТ. — Прим. TUT.BY) сидит на платформе ОРТ, я этого просто не понимаю… Пора уже решить главную проблему: это наше».

По закону в эфире должно быть не менее 30% беларусских программ и фильмов, но это требование выполняется не всегда.

TUT.by посмотрел недельную программу основных общественно-политических телеканалов — в основном беларусский контент формируется за счет утренних программ и новостей, а иногда доля беларусского контента — всего 30 минут в день.

 

Беларусский контент превышает иностранный только на «Беларусь 1»

По закону в эфире должно быть не менее 30% беларусских программ и фильмов в месяц. Согласно постановлению Совета министров, каждый квартал телеканалы подсчитывают долю контента и по запросу отправляют в Министерство информации.

Не считается национальным продуктом программа, произведенная совместно с иностранной компанией или переработанная для беларусского рынка, а также реклама (исключение — социальная реклама).

Телеканалу не обязательно самому снимать передачу или фильм, он может купить готовый продукт у любой компании, но она должна быть зарегистрирована в Беларуси. За нарушение телеканалу могут отказать в государственной регистрации (перерегистрации), и он не сможет дальше работать в Беларуси. Отметим сразу, что таких случаев в практике пока не было.

Мы решили посмотреть, как распределяются доли контента на основных общественно-политических телеканалах — «Беларусь 1», ОНТ, СТВ, «РТР-Беларусь» и «НТВ-Беларусь» (за основу берем программу передач на неделю с 24 февраля по 1 марта, без учета рекламы и анонсов программ).

По нашим подсчетам, самая большая доля национального контента за неделю у телеканала «Беларусь 1» — 51,2%, здесь больше всего собственных программ — не только новостных, но и развлекательных — кулинарные и о здоровом образе жизни, образовательные и о путешествиях, а также самый большой багаж документальных фильмов и спецпроектов.

Доля российского контента на «Беларусь 1» на этой неделе 38,2%, украинского — 10,6%. У соседей БТ покупает в основном фильмы и сериалы, рейтинг которых на киносервисах едва ли дотягивает до 6 баллов.

Отметим, что с 24 февраля по 1 марта в программе только один день, когда доля беларусского контента превышает иностранный — в пятницу (50,9%).

Второе место — у телеканала СТВ, доля беларусского контента на этой неделе — 29%, и достигается эта цифра в основном за счет утренней информационно-развлекательной программы с перерывами на новости — каждый день по три часа.

Доля российского контента — 71% — это и российские фильмы и сериалы, и передачи производства телеканала «Рен ТВ» — часто о заговорах и шокирующих гипотезах.

На третьем месте по доле национального контента на этой неделе телеканал ОНТ — 27,9%, эта цифра достигается в основном за счет развлекательной программы утреннего эфира и новостей. Доля российского контента — 64,5% — ток-шоу и развлекательные программы — от «Пусть говорят» до «Поле чудес», а также российские сериалы.

Наибольшая доля российского контента — в выходные — до 83,8%. В будние дни на ОНТ ежедневно показывают итоговый выпуск российских новостей — программа «Время», следом за ней — «Наши новости». Еще 7,6% на этой неделе занимает украинский контент — фильмы и сериалы, рейтинг которых, как и в случае с «Беларусь 1», на киносервисах — в пределах 6 баллов.

Далее следует телеканал «РТР-Беларусь» — беларусская версия российского телеканала, транслятором является телеканал СТВ, он же производитель всего белорусского контента на «РТР-Беларусь». То, что программы повторяются, для замера значения не имеет — в расчет включается каждая трансляция.

На «РТР-Беларусь» белорусский контент составляет 22,6%. Российский контент — 65,6%, и это не только развлекательные программы с Андреем Малаховым, но и информационные программы с Владимиром Соловьевым, Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым, а еще ежедневные российские новости — в рабочий день выпуск белорусских новостей идет в сумме 40 минут, российских — 140 минут.

В выходные доля российского контента растет — до 77,5%. Например, 1 марта (в воскресенье) доля беларусского контента всего 30 минут — программа «В людях». Доля украинского контента на «РТР Беларусь» на этой неделе — 11,8% — сериалы и фильмы.

Замыкает пятерку «НТВ-Беларусь», его транслятором является «Белтелерадиокомпания», она же производит беларусский контент, доля которого на этой неделе составляет 19% — за счет образовательных и развлекательных программ, новости в эфире — российские, за исключением обзора криминальной хроники.

Доля российского контента — 73,9% — новости, сериалы, фильмы и программы c приставкой «остросюжетные» и «детективные» — больше всего криминала по-прежнему на НТВ. Доля украинского контента за счет фильмов и сериалов 7%.

 

В прайм-тайм идут новости и российские ток-шоу и сериалы

По данным Института социологии Академии наук, каждый четвертый беларус проводит за просмотром телепередач от одного до двух часов, еще 22,4% — от двух до трех часов. В выходные дни каждый пятый респондент смотрит телевизор от двух до трех часов в сутки (21,4%) и еще столько же (21,8%) — свыше пяти часов.

Самым популярным, по данным государственных социологов, является телеканал ОНТ, на втором месте «Беларусь 1», на третьем — «НТВ-Беларусь».

Наибольшая активность телезрителей как в будние, так и в выходные дни приходится на вечер — с 18.00 до 20.00 часов и поздний вечер — с 20.00 до 00.00. На это время приходятся новости, развлекательные программы преимущественно российского производства, фильмы и сериалы — российские или украинские.

Наименьшая активность телезрителей — ранним утром: с начала эфира и до 9.00. В это время общественно-политические телеканалы транслируют развлекательные утренние шоу с перерывами на новости, и три часа этого контента во многом формируют общую долю беларусского продукта.

— Государственные телеканалы не могут легко отказаться от российского контента — и развлекательного, и информационного, — считает медиаэксперт Павлюк Быковский. —  Чтобы его заменить, нужны средства. В Беларуси были попытки создавать высокорейтинговые шоу, например, новогодние музыкальные программы, и были успешные, но все-таки единичные примеры. Пока на это выделяется мало денег, а создание даже новостной программы стоит больших денег. Руководитель ОНТ Марат Марков отмечал, что увеличение собственного контента на 1% в течение года потребует 130 тысяч долларов дополнительных средств.

Купить готовый продукт (лицензионные права) для телеканала гораздо дешевле, чем самому снимать кино с нуля. К тому же в России и Украине эта индустрия развита гораздо больше, чем в Беларуси, этим объясняется, почему на наших телеканалах мы видим фильмы и сериалы производства соседних стран. Беларусь иногда выступает как площадка для съемок, но производитель остается иностранным.

 

Мининформ: 30% беларусского контента — вполне достаточно для телеканалов

В Министерстве информации TUT.BY сообщили, что ведущие белорусские телеканалы выполняют установленную по закону норму — минимум 30% национального контента в месяц.

— Некоторые телеканалы («РТР-Беларусь», «НТВ-Беларусь») не дотягивают один-два процента, но до конца года они выйдут на 30%, — считает заместитель начальника управления электронных СМИ и интернет-ресурсов Галина Гусакова. — У региональных телеканалов ситуация сложнее, но мы считаем, они могут заполнить эфир популярными художественными фильмами белорусского производства.

В Министерстве информации считают, что показатель 30% для беларусского контента «вполне достаточный».

 

 «Государственные телеканалы формируют российскую повестку дня в Беларуси»

Беларусская ассоциация журналистов провела мониторинг пророссийской пропаганды на белорусском телевидении. Эксперты пришли к выводу, что основным источником пророссийской пропаганды в Беларуси остается телевидение.

 Около 49% передач, показанных в прайм-тайм телеканалами, включенными в обязательный общедоступный пакет, — российского производства. Четыре телеканала, включая белорусские «РТР-Беларусь», «НТВ-Беларусь» и ОНТ, демонстрировали в прайм-тайм более 60% продукции российского производства.

Результаты мониторинга БАЖ о пророссийской пропаганде на беларусском телевидении Фото: БАЖ

— При просмотре беларусских телеканалов создается впечатление, что они не совсем беларусские по своему содержанию, — говорит председатель БАЖ Андрей Бастунец. — Кажется, мы живем в русском мире, причем не только из новостной политики, большинство развлекательного контента — российского производства. В результате белорусы живут больше российской повесткой дня, чем беларусской.

Полную версию текста и инфографику можно посмотреть здесь.

Адар'я Гуштын / Инфографика: Антон Девятов / Фото: Вадим Замировкий, TUT.BYЧитать полностью:  

 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: