Вы здесь

Жизнь после пандемии: что будет с трафиком и какой делать контент

У медиа сейчас много работы и много трафика. Благодаря распространению коронавируса люди активно читают новости: трафик ведущих российских СМИ совокупно увеличился на 65 млн пользователей, сообщили в Минкомсвязи.

Месячная аудитория ведущих российских СМИ составила около 400 млн человек. Самый большой рост показали РБК и РИА «Новости», на 11 млн и 10,5 млн пользователей, соответственно.

Трафик из-за пандемии растет по всему миру. В Японии в марте он увеличился на 40% по сравнению с февралем. В ComScore выяснили, что в Индии с 16 по 22 марта (по сравнению с той же неделей февраля) посещаемость новостных сайтов и приложений увеличились на 61%.

Очевидно, так будет не всегда: рано или поздно трафик пойдет вниз. Когда это случится и как быстро удастся его восстановить? Какой контент СМИ стоит заготовить к этому моменту? Мы задали несколько вопросов экспертам российского медиарынка.

 

Про трафик

Александр Амзин, автор канала «Мы и Жо» (@themedia):«Когда начнется спад, неизвестно. Наиболее вероятно, что эпидемия с нами до начала-середины лета, а к августу наберет силу экономический шок. Но традиционно после пиковых событий издания с хорошим освещением видят рост на 10–25% пользователей.

Я бы не зацикливался на показателях трафика, скорее следил бы за тем, насколько удается вовлекать и оставлять у себя новых пользователей. Ведь СМИ приходится драться за читателя с официальными источниками, в которых в первую очередь появляются данные о заболевших».

Сергей Якупов, медиаконсультант, автор телеграм-канала про журналистику и медийные технологии @MediaMediaMe: «Сейчас трафик новостных медиа, конечно, растет на фоне актуальных новостей. В региональных изданиях рост составляет 60–70%, например. Люди как бешеные читают одни и те же новости про одно и то же в одном и том же формате. И, конечно, после того как всё поутихнет, будет вполне логичный отток. Не думаю, что правильно задавать вопрос в духе «как быстро удастся этот трафик восстановить?». Его не удастся восстановить, ведь он снизится не потому что просядет работа редакции, а потому что уйдет самый мощный за последние годы новостной повод. И интерес к новостям тоже поутихнет. Это объективная история, люди устанут от новостной гонки.

Но, как мне кажется, важным моментом будет то, что аудитория за время пандемии привыкнет к чтению новостей в сети и отделению мух от котлет (фейков от фактов). И если новостные издания делали свою работу качественно и аккуратно, то я уверен, они выйдут из этой истории с неплохим аудиторным профитом. Но не газеты. Их кризис подкосит очень мощно, многие просто не выдержат и наконец начнут развивать свои интернет-версии по-взрослому, а не как копии печатных.

Сам рынок после пандемии может серьезно поменяться. Потому что, несмотря на нынешний трафик, его не так-то легко монетизировать. И это проблема всего мира. Рекламодатели, которые размещают рекламу в сетях типа Google Ads, ставят ограничения на размещение в материалах, связанных с коронавирусом (а сейчас это, пожалуй, 90% всех новостей примерно везде). Выиграют те, кто сумеет сейчас увлечь свою новую аудиторию и дать ей обоснованное обещание, что и дальше с контентом на другие темы будет так же круто, как сейчас. И уже после пандемии попытаться эту аудиторию монетизировать. И это челлендж, который пройдут не все».

Юлия Загитова, медиаисследователь и автор канала @Breaking Trends: «После пандемии сохранится популярность прямых трансляций в социальных сетях и не упадет интерес к мессенджерам. Если говорить о популярности блогов, которые набрали аудиторию благодаря вирусу, они сохранят читателей, потому что люди продолжат следить за пандемией.

Традиционные медиа испытают экономический шок, и некоторые, скорее всего, уйдут с рынка. Электронные медиа в надежде на дополнительные охваты будут инвестировать в создание собственных продуктов в соцсетях: тематических подкастов, пабликов, каналов в Telegram».

 

Про контент

«После пандемии будет нужен такой же контент, как и раньше, — считает Александр Амзин. — Просто больше людей осознает, чего им всю дорогу не хватало — авторитетного мнения, понятно объясняющего сложный мир. До сих пор многие потребители думали, что они находятся в безопасной зоне, и поэтому эмоциональный заряд лучше информационного. Пандемия показала, что они ошибались. Те, кто хочет выжить, это запомнят».

«Хочется верить, что медиа начнут делать что-то более интересное, чем переписывать друг у друга новости, — надеется Сергей Якупов. — И хочется верить, что этот кризис породит новые медиа, новые форматы и новые способы взаимодействия с аудиторией. Например, один из моих любимых форматов в последнее время — solutions journalism, при котором журналисты не просто рассказывают о проблемах с точки зрения их обозначения, но обязательно говорят об опыте их решения.

Но, скорее всего, большинство изданий просто вернется к обычной работе и не будет спрашивать аудиторию, какой контент ей нужен. Как и всегда. Потому что любое взаимодействие с аудиторией — это необходимость анализировать и что-то менять в работе, а «у нас некому это делать и без этого всё пока работает, не будем рисковать».

Есть темы, которые сейчас ушли на второй план, но после кризиса могут стать востребованными. Например, спорт. Уверен, болельщики очень соскучатся по своим командам, по матчам и новостям. И тут, вероятно, есть какая-то рыночная возможность (новые проекты, перестройка моделей работы существующих спортивных изданий). Мне кажется, что этот кризис серьезно улучшит восприятие фактчекинга в целом и журналистов, которые им занимаются, в частности. Хочется верить, что после пандемии фабрикам троллей будет всё сложнее и сложнее, потому что люди обучатся отличать вымысел и попытку манипуляции от реальности».

 

Главное

Медиарынок не будет прежним: традиционные медиа могут уйти с него, онлайн-СМИ начнут работать над новыми продуктами. Выиграют те, кто лучше увлечет аудиторию.

К концу пандемии люди привыкнут получать информацию из новостей и останутся с полюбившимися изданиями.

Контент, скорее всего, останется прежним, каким он был до коронавируса. Возможно, «прокачается» фактчекинг.

Медиум

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: