Вы здесь

Двадцать пять китов прокремлевской пропаганды в Беларуси

Все многообразие из сотен и тысяч пропагандистских публикаций прокремлевской пропаганды крутятся вокруг дюжины исходных сюжетных линий. Такой вывод делает Андрей Елисеев в своем исследовании для iSANS «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов».

 

Видеть лес за деревьями

Изо дня в день российские федеральные телеканалы, большие новостные и мультимедийные агентства, десятки прокремлевских сайтов поменьше генерируют многие часы аудио и видео, десятки и сотни публикаций, которые касаются Беларуси. Целясь на беларусскую аудиторию, прокремлевские ресурсы также специфически рассказывают про события в других странах.

На первый взгляд, может показаться, что сотни и тысячи пропагандистских публикаций, которые чередуются с нейтральными новостями и информированием, продвигают несчетное количество неупорядоченных утверждений. Отчасти это так – даже очень близкие посылы двух различных материалов могут в чем-то различаться и иметь свои оттенки. Однако при всем многообразии оттенков практически весь комплекс прокремлевской пропаганды в Беларуси крутится вокруг дюжины одних и тех же сюжетных линий.

В самом общем выражении базовые истории, которые прокремлевские СМИ выставляют на продажу для беларусской аудитории, можно описать следующим образом: Запад во всех его проявлениях – плохой и агрессивно настроенный в отношении Беларуси, России и других неподконтрольных ему стран; Беларусь принадлежит к Русской цивилизации, ее будущее возможно лишь в альянсе с хорошей Россией либо даже в ее составе.

Эти фундаментальные пропагандистские утверждения можно разбить на ряд более конкретных сюжетных линий. Мое исследование для iSANS «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов» предлагает категоризацию из 25 конкретных пропагандистских нарративов, на которых основываются тысячи направленных на беларусов пропагандистских материалов.

Нарративы – это исходные сюжетные линии, которые предопределяют посылы публикации. Пропаганда не пытается дать объективную оценку происходящему; она уже по умолчанию исходит из того, что беларусов как самостоятельного народа не существует, что в соседних Украине, Литве и Латвии – профашистские авторитарные режимы, а Польша и Запад в целом грезят причинить вред Беларуси.

 

Антибеларусские нарративы

Двадцать пять нарративов, которые служат основой практически всему комплексу прокремлевской пропаганды в Беларуси, можно распределить в четыре группы исходя из объекта повествования: по Беларуси, Украине, Польше и балтийским странам, и коллективному Западу в целом.

Повышенное внимание прокремлевских СМИ в Беларуси к Украине, Польше и балтийским странам связано с планами последовательной дискредитации всех соседних с Беларусью стран, кроме России. «Но режимы, правящие в Прибалтике, Варшаве и Киеве, возводят свою родословную к предвоенным режимам Польши и Прибалтики, а также к бандеровцам на Украине. Все эти режимы солидаризовались с Гитлером», – пугает читателей одна из колонок Sputnik Беларусь (→).

Намек очевиден: раз современные Литва, Латвия, Польша и Украина солидаризировались с Гитлером, то у Беларуси остается лишь один не запачканный сосед. Кстати, параллели с гитлеровской Германии, обвинения в фашизме/нацизме и их поддержке – классический пропагандистский прием дискредитации западных государств.

Что касается блока по Беларуси, то подборка пропагандистских нарративов следующая:

  • Беларусь – часть Русского мира, беларусы – часть русского народа.
  • Успешное будущее Беларуси возможно лишь в союзе с Россией или в ее составе.
  • История Беларуси связана с российской либо является чужой и бесславной.
  • В Беларуси происходят русофобия, насильственная беларусизация и вытеснение русского языка.
  • Беларусская государственность, язык и культура неполноценны.
  • Беларусские исторические символы пронацистские и бесславные.
  • Светлана Тихановская, беларусская оппозиция и активисты – марионетки Запада.

Основываясь на этих утверждениях, несчетное число материалов очерняет любых беларусских политических и общественных деятелей, дает абсурдное толкование любым беларусским историческим событиями, и дискредитирует самых разных беларусских национальных героев. Тихановская объявляется игрушкой Литвы, Польши и американских спецслужб, Калиновский провозглашается террористом, основатели БНР – преступниками, и даже Франциска Скорину задвигают на задний план.

Например, один из пропагандистских сайтов утверждает (→), что «настоящая традиция славянского книгоиздания на беларусских землях» берет свое начало от Ивана Федорова, нежели от Скорины, хотя «Псалтырь» Скорины (1517) появился на свет еще до рождения Федорова. Другой онлайн-ресурс (→) противопоставляет Скорине уроженца Беларуси Василия Кореня, хотя его труды были изданы лет на 170 позже трудов Скорины. Корень, эмигрировавший в Российское царство, «творил в родном отечестве, в то время как Георгий Скорина работал преимущественно в странах Европы», объясняет материал. Собственно, в этом и заключается причина продвижения альтернативного первопечатника.

Попытки выхолащивания образа Скорины выглядят совсем абсурдными, но вполне закономерными в свете пропагандистских нарративов о Беларуси как части Русского мира и ее истории как части российской. Именно отсюда следуют потуги прокремлевской пропаганды принизить все значимые образы и события, а также деятелей, которые ассоциируются с беларусской государственностью. Прокремлевской пропаганде совсем не нравится тот факт, что книгопечатание на беларусских землях появилось намного раньше, чем на российских. Ведь это противоречит посылу, что источником всех технологических достижений и культурных новаций для темного беларусского народа неизменно выступало российское государство.

В комбинации с антизападными нарративами про захватнические и империалистические планы Польши, агрессивные и враждебные Запад и Украину, антибеларусские сюжетные линии порождают сумасшедшую конспирологию про планы беларусской оппозиции устроить геноцид беларусского народа по требованию Запада, умышленный поджог лесов в чернобыльской зоне Киевом, и множество домыслов про «цветную революцию» с подачи Литвы, Польши, англосаксов, марионеточной Украины, Ватикана и иже с ними. Комбинируя различные нарративы и предлагая небольшие модификации, прокремлевская пропагандистская машина воссоздает множество невероятных пропагандистских материалов, которые скармливают белорусской аудитории.

Андрей Елисеев, Reform.by

Читать исследование «Прокремлевская пропаганда в Беларуси: Классификация нарративов» целиком (.pdf, 2,4 MB).

 

Оценить материал:
5
Средняя: 5 (1 оценка)
распечатать Обсудить в: