Переобуться не получится.
Я не верю ни в ад, ни в рай, ни во вселенскую справедливость, и искренне удивляюсь, как части людей до сих пор удаётся в это верить. Наверно, я им даже завидую. Искренне завидую, ведь у них есть вера в то, что даже если нет справедливых судов в стране, но всегда был, есть и будет суд вселенский или кармический. Наверняка это помогает мысленно уравновесить нынешнюю беларусскую реальность.
У меня же есть только эта реальность. Протестующие за решёткой, журналистки и журналисты тоже за решёткой. Вот буквально на днях я обсуждала со знакомой, что последние пару недель в беларусской журналистике затишье – после начала дела Пресс-клуба будто повисла пауза. И порадоваться бы, но в теперешних условиях такие паузы вызывают скорее тревогу – мы ведь все понимаем, что скоро будет “новая серия”.
И вот арестовали медиаменеджера и журналиста Андрея Александрова, вот обыск в офисе БелаПАН, вот мы уже обсуждаем в закрытых чатах, кто, скорее всего, будет следующим или следующей. А руководитель провластного союза журналистов Андрей Кривошеев при этом очень озабочен медиапространством в США. Там, говорит, теперь информационный ГУЛАГ.
Да, Кривошеев, давайте же поплачем о великой цензуре в США! Давайте посокрушаемся, как там нарушается свобода слова и свобода прессы! То ли дело Беларусь.
У нас ведь всего лишь фабрикуют уголовные дела против журналистов и журналисток, блокируют сайты независимых СМИ, отказываются печатать газеты, не восхваляющие режим Лукашенко, отправляют журналисток и журналистов на сутки, ломают им (нам) технику, выписывают огромные штрафы, проводят обыски, всячески запугивают, вынуждают уехать из страны, терроризируют родных.
С ГУЛАГом уместно сравнивать именно США, да. А ещё более уместно это делать беларусскому функционеру, который вроде как должен защищать журналисток и журналистов, но вместо этого ищет способы, как бы ещё выслужиться перед руководством в целом и Лукашенко в частности.
В Беларуси происходит физическая зачистка независимых СМИ, а прицельная охота на Белсат велась ещё задолго до начала массовых протестов. Но это не информационный ГУЛАГ, нет. Это такая защита государственных интересов, ведь сейчас главный государственный интерес – создать параллельную реальность, в которой беларусский народ счастлив, давно перелистнул страницу, обожает Лукашенко и готовится к посевной.
А преследования журналистов – это такой лёгкий побочный эффект, на который не стоит обращать внимания. Да и побочный ли он вообще? Это же в той выстроенной параллельной реальности и не преследования вовсе, а необходимая часть процесса по наведению порядка.
Составлять фальшивые протоколы, лжесвидетельствовать на судах, отправлять нас на сутки, фабриковать уголовные дела и сажать в СИЗО – это даже не “цена за порядок”, а просто рутина для режима. Бытовуха. И Кривошееву эта бытовуха норм, ведь она его кормит, поит и даёт уверенность, что и дальше с ним всё будет в порядке. Он ведь работает не на правду и не на народ, а на режим. Соответственно, решения режима – это добро, а если в реальности это не так, то это уже проблемы реальности.
Это очень простая и вместе с тем чудовищная логика. Конечно, будет очень интересно наблюдать, как Кривошеев станет переобуваться в воздухе после смены власти и попытается стать функционером в уже новой системе. Ведь окажется, что и в США цифрового ГУЛАГа не было, и в Беларуси всё со свободой прессы было очень плохо.
А такие как Кривошеев обязательно переобуваются – они умеют существовать и работать только в тепличных условиях. У них адаптивность развита на 100%, профессионализм измеряется только формой, и никогда - содержанием. Этот процесс превращения старого функционера в нового будет интересным и даже смешным, но вот прямо сейчас мне как-то совсем не смешно.
Мои коллеги за решёткой, и я не без оснований боюсь, что арестованных журналисток и журналистов в ближайшее время станет ещё больше. А такие люди, как Андрей Кривошеев, обеспечивают режиму идеологическую видимость и поддержку.
Они тоже виноваты в репрессиях и вместе с силовиками должны будут за всё ответить. И нет, это будет не фальсификация и не “информационный ГУЛАГ”, а честное законное расследование. С подтверждением фактов правдивыми свидетельскими показаниями. Мы ведь не лукашисты какие-то.
Наста Захаревич специально для Mediakritika.by
Фото: Caspar Benson / Getty Images