ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Сарафанно-ресторанное радио

Знаете ли вы, что талия британской супермодели Наоми Кемпбелл составляет 70% объема ее бюста и 76% объема ее бёдер? И что кофе нужно готовить не позднее, чем через двадцать минут после размола зёрен? И что в летнем сезоне наступившего года будут модны сарафаны с лифами определенного покроя, подчеркивающими то, что надо? Или вот что предсказывает на сегодня астролог. Или…

Множество подобных сведений (язык не поворачивается назвать их информацией) можно почерпнуть, если регулярно слушать наши FM-радиостанции. С утра до вечера заполняют они эфир пустопорожней болтовнёй вперемешку с вездесущей рекламой и популярной музыкой, часто –  не самого высокого пошиба.

Когда-то, с возникновением телевидения, радиовещанию предрекали упадок и исчезновение: куда там, разве может оно тягаться с ТВ, покоряющим всех своей картинкой? Но ничего нового и удивительного не произошло.

Такое случалось всякий раз вместе с изобретением и массовым распространением нового средства коммуникации. С возникновением фотографии предсказывали упадок живописи, кинематограф казался всем страшной угрозой театру, телевидение, мнилось, отправит в архив кинематограф и радио.

Однако все выжили и по-прежнему востребованы. Правда, пришлось пережить внутренние метаморфозы, смену жанров и форм. 

 Со временем выяснилось, что у радиовещания существует своё, ничем не преодолимое достоинство: его можно «потреблять», не отрываясь от какого-либо занятия. Слушая радио, можно завтракать (умываться, бриться), можно готовить обед на предстоящий день, можно убирать квартиру. Можно ехать на работу или стоять в «пробке». Можно даже сидеть на работе и, занимаясь чем-то рутинным, в пол-уха слушать новости и приятную музычку. В таких ситуациях радио – незаменимо.

Новые технологии, в частности FM-вещание, добавили к этому свои дополнительные преимущества. Специфика этого сегмента массовой коммуникации такова, что общей (в смысле – общенациональной) аудитории вообще-то… и нет.

Слушатели распределены по регионам, по интересам, профессиям, возрасту. Естественным было бы предполагать, что FM-радиостанции приобретут свои форматы, жанры, свои источники эксклюзивной информации. То есть, у FM-радиостанций, как ни у каких иных вещательных организаций, есть возможность приобретать своё «лицо», своего слушателя, свои ниши на рынке информации.

Да, это могло бы быть. Но в нашей, белорусской реальности всё опять-таки случилось наоборот. Кажется, белорусское FM-вещание, родившись, тут же умерло снова.

Формат вещания большинства FM-радиостанций, принимаемых в Беларуси,  удивительным образом скроен на «одно лицо», и это лицо –  маска дешевого зазывалы в некоем радиобалагане, где звучат преимущественно псевдофакты (т.н.«фактоиды»), пустопорожняя, туповатая болтовня, набитая сальными шуточками и бездумным смехом, реклама и тупые вопросики, на которые аудитория должна отвечать СМС-ками или звонить по телефону.

Например, на одной радиостанции полчаса эфирного времени потратили только на то, чтобы слушатели отгадали: сколько раз Ирина Дорофеева произнесла «нет-нет-нет» и «да-да-да» при исполнении такой-то песни? Пока отгадывали, подоспели и новости вроде объема талии Наоми Кемпбелл.

В другой раз, на другой радиостанции, две ведущие с хорошими, звучными голосами взяли в оборот популярного исполнителя, начав с вопроса: «Вы настоящий мужчина?» (Хи-хи-хи!) «Как Вы относитесь к тому, что с Вами флиртуют?». В духе того стёба, каким они разговаривали все утро, выбранный тон был естественным. Но явно не понятным приглашённому в студию артисту.

Он попытался остаться в рамках: «Я не знаю, что мне ответить на это».

Еще две подобные попытки «разговорить» собеседника закончились с тем же результатом. Тогда разбитные ведущие переключились и спросили: «Как прошёл Ваш сольный концерт в КЗ «Минск»? На что артист тут же отреагировал вопросом: «Вам честно сказать?»

Девушки, похоже, испугались и одна из них, замявшись, прямо ответила: «Ну, у нас все должно быть красиво». Артист оценил откровенность и ответил как надо, пояснив, что концерт прошел неплохо, но у самого у него – ощущения противоречивые. Ответ, похоже, окончательно напугал диджеев и они включили в эфире музыку, а после и вовсе продолжили его СМС-викториной по весьма важному вопросу: «Говорите ли вы своему боссу «спасибо»?

И это еще самое «ласковое», что можно услышать. Если целенаправленно заняться прослушиванием FM–эфира, то накопишь объемистую коллекцию ляпов, образчиков дурного вкуса, юмора, далеко заходящего за границы вульгарной пошлятины. Если бы подобного рода примеры были исключением, то говорить было бы не о чем.

Вместе с тем, в ходу у радио и обычные приемы государственного манипулирования. В один и тот же день я услышал на одной популярной FM-радиостанции сообщение, что в Беларуси инфляция обуздана, и золотовалютные резервы увеличились на 179 миллионов долларов, а на «Белпартизане» прочитал, что только за декабрь золотовалютные запасы Нацбанка оскудели на $263 млн. Что и говорить, у каждого свои ценности.

В другой раз, озвучив действительно интересную цифру: в Беларуси в одну секунду (!) продается 6,5 литра дешевого, «плодово-выгодного» пойла, ведущая тут же гневно заметила, что районные чиновники(!) саботируют указания верховной власти о запрете продажи такого вина.

А однажды слушателей успокоили, заявив, что пандемия «свиного гриппа», накрывшая страну года два назад (только теперь признались?), сейчас нам не грозит. А вот в Америке – настоящая катастрофа: она вся покрыта инфекцией. Ну, разумеется, кто бы сомневался…

То есть, FM-радиостанции включены в ту же пропагандистскую обойму: о Беларуси – ничего, кроме хорошего, в остальном мире – всё неважно или совсем плохо. Здесь есть отличие: на «серьезных» каналах зарубежная информация подается исключительно в мрачном свете, в FM-радиоэфире – с солидной долей «веселой» издёвки и насмешки.  Здесь хорошо понимают: низкопробную шутку простят, «политическую» ошибку – никогда.

Передать всю неизбывность той пошлятины и безвкусья, которую несут FM-радиоволны, нет никакой возможности. Эти радиостанции безошибочно узнаешь по фальшиво-приподнятому тону, облегченной до ничтожности информации и неуважительному отношению к собственной аудитории, которую то, походя, оскорбят, то высмеют, то просто поиграют с ней в детские считалки. Интересно, каким эти «вещатели» представляют себе своего слушателя?

Понятно, что  FM-радиостанции с самого начала загнали в резервацию так называемого «развлекательного» вещания, но ведь и это понятие можно трактовать по-разному. Но никак не полную безмозглость  и пошлость.

Впрочем, сами эти вещатели так, очевидно, не думают. Ежедневное пребывание в эфире (неважно какого толка) придает им в собственных глазах ореол неотразимости шоуменов, способных украсить нашу жизнь не только в часы и минуты у радиоприемника, но и в другие моменты. Эту свою «раскрученность» они стремятся конвертировать в реальную рыночную стоимость, создать на этом свой бизнес. 

Если вы не поленитесь и пролистаете все страницы этого сайта, то найдете немало имен, знакомых вам по телевизионному и радиоэфиру.

Признаться, я впервые столкнулся с тем, что ведение утренних шоу на радио и телевизионных программ на телеканале «Беларусь-1» называют видом услуг. В пакете с такими, как корпоративные мероприятия, новогодние праздники, юбилеи, подбор ресторана, теплохода, услуги тамады, свадьбы, юбилеи, фейерверки, пиротехника. Всё – в одном флаконе.

Правда, за последние два-три месяца упоминаний о совмещении работы в эфире и вечерней «деятельности» в качестве тамады и пр. – поубавилось. Может, начальство запрещает так уж, в открытую…

Но, если сличить имена и фамилии, то становится понятно, что шоу-концертная деятельность в FM-эфире по-прежнему является разновидностью ресторанно-свадебного бизнеса.

 А потому назвать ее журналистикой ну никак не получается. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: