ОБ АВТОРЕ

Окончил факультет журналистики БГУ.

Работал редактором на Белорусском радио, пресс-секретарем ФПБ, заместителем главного редактора портала TUT.BY, сотрудничал с «Беларускiм часам», онлайн-проектом «Салiдарнасць», «Белгазетой».

В настоящее время – арт-директор рекламного агентства «Фокус-Группа». 

Член БАЖ. 

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО АВТОРА

    Материалы отсутствуют

Вы здесь

Тотальное упрощение

В России предлагают изменить систему подготовки журналистов так, чтобы выпускать «универсальных специалистов». Универсальность приветствуется и в наших медиа. А вот то, что от этой универсальности неизбежно страдает качество, многие почему-то стремятся не замечать.

Откуда  «уши растут», в общем-то, понятно. «Экономика должна быть экономной» - так гласил известный позднесоветский лозунг. Этот тренд и формулирует замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин: «СМИ стремятся к сокращению штата редакции и хотят «универсального сотрудника», способного «сделать фотографию, быстро написать информационное сообщение для сайта, для новостного агентства, развернуть его в нормальную статью для газеты или журнала, в том числе и в мультимедийном формате, смонтировать небольшой телесюжет плюс выступить с репортажем на радио».

Не сомневаюсь, что под этой мыслью подпишутся многие из владельцев СМИ и даже кое-кто из главных редакторов.

Так что «конкурентоспособным оказывается такой вот «универсальный солдат», который умеет все.

Беда только в том, что, как показывает практика, умеет он, за редчайшим исключением, все это делать довольно некачественно. Недаром же существует такой эпитет как «специалист широкого профиля с узким понятием».

Корень проблемы – невостребованность знаний. Знания нынче не в моде. И за него никто не хочет платить. Действительно, зачем пять лет учиться на оператора в академии, если можно выучить кнопки «rec» и «stop» на видеокамере и Movie Maker в придачу? Зачем учиться делать интервью, если существует диктофон, с которого можно потом снять текст? Зачем анализировать и «переваривать» в себе информацию, если задача – оперативно «плюнуть в вечность», разместив нечто быстрее других? При этом смысл и реальная значимость этого «нечто» зачастую не важны – просто быстрее всех.

Итог – куча нечитаемых текстов в наших СМИ, снабженных сделанными левой ногой фотографиями и таким же видео. Читатель, он же зритель, «съест». И не подавится. Розетка или огнетушитель в кадре давно стали нормой. Диагонали, контраст и равновесие мы в гробу видали.  «Заваленный» горизонт и ветви деревьев в виде рогов, растущих из головы, не в счет.

Но все это мелочи по сравнению с тем, что порой уже даже здравый смысл становится вторичным. И на лентах ключевой рубрикой становится рубрика «ДТП»... 

В сущности, для рубрики «ДТП» действительно нужны «универсальные солдаты». Там мозг не нужен, хватит ног и кнопки «rec». Если это и есть вершины современной журналистики, то, я замолкаю. Дальше можете не читать.

Господство непрофессионалов – это современный бич. С появлением цифровых фотоаппаратов каждый решил, что он уже фотограф. Действительно, я же знаю, где печень – чем я не хирург?

Недавний пример. Приносит один такой вот «многостаночник» текст – готовое интервью. Исходник – минут семь речи с диктофона. Знаете, как он его обработал? Разделил снятый текст на четыре части, и перед каждой вставил по слову. Перед первой «сказал», перед второй – «заявил», перед третьей – «отметил», и перед четвертой – «подчеркнул». Все, интервью готово. Приехали.  

Или то же видео. В моду в Сети вошло видео с регистраторов. Так вот такое ощущение, что 95% видео в сети снимается теми же регистраторами. И не монтируется. В лучшем случае – склеивается. И про монтажные и не монтажные планы – это ж учить надо. Зачем? Потом удивляемся, что зритель не смотрит. А как можно такое смотреть?

Беда в том, что в этом невеселом направлении все и движется. Тут просто напрашивается мнение известного журналиста Игоря Свинаренко: «Условно говоря, есть хорошая журналистика, а есть х...вая. И это вещи, как мне представляется, разные. Но поскольку в итоге победила х...вая журналистика – по всем показателям, во всех номинациях, – то как бы вся журналистика как таковая стала ассоциироваться с х...вой журналистикой».  

Почему же она победила? Да потому, что работу свою надо делать профессионально. А не быть многостаночником.

Такой вот приговор. И его выносят сами зрители и читатели, предпочитая так называемый User-generated content именно потому, что качество современной журналистики в массе своей мало чем отличается от этого самого UGC.

И не надо говорить, что аудитория требует «котиков, сисек и ДТП». Как правильно сказал один знакомый телевизионщик, люди смотрят то, что мы им показываем.

Глупо предполагать, что сегодня они от сисек сразу перекинутся на аналитику. Но – первое – если кормить их сиськами дальше, то этого не произойдет никогда. И второе – аналитика тоже должна быть качественной. Иначе она заведомо проиграет.

По словам все того же замминистра Волина, человек, получивший журналистское образование, должен, прежде всего, иметь «нормальный кругозор», уметь грамотно читать и писать, правильно ставить ударения и пользоваться современными средствами связи. Такой вам наанилизирует со своим «нормальным кругозором»... Уж лучше сиськи, думает зритель. И он прав. Тотальное упрощение смыслов – заслуга СМИ, а не аудитории.

Нет, конечно, можно научить профессионала. И журналистом быть,  и оператором. Правда, учить будем десять лет. Да и режиссером он при этом все равно не станет, так что про телевидение так и так можно забыть.

Наверное, чиновники оценивают все профессии по себе. Им, видимо, не надо ни хрена уметь, чтобы командовать, ну и остальным незачем. Жаль только, когда такие же оценки звучат в профессиональном сообществе.

Безусловно, в профессиональном образовании миллион и одна проблема. Но тренд должен быть таким – нужно учить людей думать. А не делать их них высокотехнологичных роботов, умеющих нажимать на все кнопки. Все-таки писать и снимать – это разные задачи, разный багаж знаний и умений. Это разные профессии. Дай Бог чему-нибудь одному как следует научиться. И делать это профессионально.

В противном случае все медиа,  в свою очередь окончательно разучившись думать, неизбежно сползут к тотальному упрощению. И, как говаривал печально известный рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, «по радио должно передаваться как можно больше простой, ритмичной и веселой музыки. Она бодрит и повышает трудоспособность»...

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: