ОБ АВТОРЕ

Критик, литературовед, прозаик, публицист.

Автор книг по истории русской литературы и журналистики, публицистических сборников и др.

Редактировал газету «Европейское время». 

Вы здесь

Что Гашек писал Кафке о Максиме Горецком

Фельетоны

История литературных мистификаций (и провокаций) богата разнообразными сюжетами. Разнообразными были и поводы их появления на свет.

Что можно посчитать причиной написания Сергеем Дубавцом (в его блоге на «Радыё Свабода» за 6 февраля сего года) текста «Осколки литературной переписки»? Надо полагать, совершенно справедливое желание вписать прозу, в том числе книгу «На империалистической войне», замечательного белорусского писателя Максима Горецкого в контекст мировой литературы. И вот Кафка, Гашек, Хемингуэй, Пруст, Камю, Сартр, Джойс, Акутагава ведут оживленную переписку о  Горецком, его выдающемся вкладе в военную прозу, а заодно и о «таинственной стране под названием Беларусь». Переписка эта дополнена обменом мнениями о творчестве Горецкого между современными белорусскими литераторами Бахаревичем, Шупой, Хоревским, Антоняном.

Автор блога таким образом не скрывает своих мистификационно-провокативных поползновений. Да и задача у него другая: не столько разыграть читателя, сколько натолкнуть его на размышления. Но читатель «купился» уже в интернете, о чем свидетельствуют комменты, восторгающиеся столь высокими оценками творчества белорусского писателя со стороны крупнейших представителей западных литератур и одновременно недоумевающие в связи с тем, что они были ранее неизвестны, и просящие о ссылках на конкретные источники.

Правда, нашлись и бдительные люди. Один комментатор выразил недовольство, посчитав, что таким приемом Дубавец «провинциализирует» личность Горецкого и его творчество, другой  выразил восхищение блестящим литературным пируэтом автора «Свабоды». Хотя, заметим в скобках, мнение первого комментатора насчет невольно высветившейся, как последствие приема, «провинциализации» творчества белорусского писателя – и возьмем шире – белорусской культуры, не лишено оснований. К этому можно добавить и очевидную затаенную горечь автора «свабодаўскага» блога в связи с неизвестностью или недооцененностью белорусских национальных достижений в контексте мировой культуры. В общем-то, грустью веет от этой вроде бы игривой иронии, заложенной в не лишенных остроумия рассуждениях Камю, Борхеса и других мировых литературных величин о Беларуси и белорусской литературе. Не говоря уже о «параллельных» соображениях таких самодостаточных мыслителей как Шупа и Бахаревич…

Впрочем, в интернете чего только не бывает. Но вот вопрос: как могли «купиться» на достаточно откровенный и почти не завуалированный розыгрыш в таком серьезном учреждении как Государственный музей истории белорусской литературы? А именно там, на выставке, посвященной 120-летию со дня рождения Максима Горецкого, можно было услышать о превосходных степенях, которыми награждали Горецкого Ремарк, Кафка и другие западные классики.

И здесь мы переходим к самому печальному. Узнав в музее о восторгах автора «Улисса» и автора «Приключений бравого солдата Швейка» и еще десятка литературных знаменитостей по поводу творчества белорусского писателя, сотрудница «Народной Воли» Мария Малевич поспешила известить о них читателей газеты (см. «Лісты каханай Максім Гарэцкі пісаў штодзённа». – НВ, 19.02). Слава Богу, что в конкретном изложении мнений западных литературных титанов на темы белорусской литературы она ограничилась поистине афористической выдержкой из письма Гашека  Кафке: «Коммунизм, Франц, придумали евреи. А литературу XX века – Горецкий».

Браво, Сергей Иванович!

Но, как говорят, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Еще одно печальное свидетельство общего резкого падения культуры. Увы, в том числе в музеях, в журналистике… Человек, возможно, даже читал Кафку и Ремарка. Но почему ему в голову не приходит, что они никогда не рассуждали, не могли рассуждать о творчестве Максима Горецкого? А потому что нет системного представления о временах и нравах. Нет настоящего знания. Нет той самой культуры. Эта история по сути из той же оперы, в которой Скорина жил в Петербурге, а Василь Быков писал стихи.

Литературная провокация, возможно, не лучший урок для того, чтобы понять, на какой ступени деградации находится общество. Но, может быть, какова жизнь, таковы и уроки?

Остается единственное утешение: Кафка и Ремарк с Джойсом и Камю не подадут в суд на «Народную Волю» за сообщение о них «сведений, не соответствующих действительности».

И напоследок не могу не привести еще одну выдержку из переписки знаменитых писателей:

ФРАНЦ КАФКА – СЕРГЕЮ ДУБАВЦУ

Сережа, ну зачем так провоцировать добрых белорусов? У них еще демократия не построена, а вы уже подрываете веру в культурные ценности. Простите, но я не могу согласиться с Гашеком, что коммунизм придумали евреи. Хотя, конечно, Карл Маркс… Насчет же Горецкого, как только выучу белорусский язык, сразу сообщу свое мнение.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: