ОБ АВТОРЕ

Нарадзілася звычайным парадкам ў савецкім Гомелі, дзе ўсё і пачалося. Друк палюбіла, як толькі маці навучыла трымаць аловак. У кніжках дамалёўвала фальшывыя радкі, часам прадзіраючы старонкі.

У восьмым класе — першая рэдакцыя. З сябрам выдалі на ксераксе газету, дзе цэнтравым артыкулам быў крытычны, пра нязгоду з вынікамі школьнага конкурсу прыгажосці. А далей — па накатанай. Універ, работа…

Першая праца, паводле беларускай традыцыі, у газеце “Знамя Юнасці”. Зараз фрылансер.

Адзін з кардынатараў кампаніі ГА БАЖ “За фрыланс”, суаўтар кнігі “Анатомія фрылансу”.

Вы здесь

Не так хорош «Хавьер», как его малюют

В Беларуси трудно сыскать новостное СМИ, которое не освещало бы налёт циклона «Хавьер» и последовавшее стихийное бедствие. Журналисты готовили и подавали топовую тему под разными соусами, и, казалось, недостатка в информации не было.

Тем более парадоксально, что часть аудитории крупных СМИ так и осталась, выражаясь гастрономическим языком, голодной. То ли ложка была не к обеду, то ли вкус обеда подкачал.

Блюдо дня

В день разгула стихии главным блюдом новостников был циклон «Хавьер», метель и транспортный коллапс, который она вызвала. Впрочем, одни СМИ по результатам работы получили от читателей благодарность, а другие — порицание. Давайте посмотрим, кто и как освещал стихию 15 марта. Попробуйте догадаться, кому досталась народная любовь и благодарность, а кто потерял часть доверия.

Белсат преподнёс зрителям диетический вариант «Хавьера». Хотя сюжет о метели и был главной новостью в выпуске «Аб’ектыва», вечером 15 марта зрители, практически, ничего нового не узнали. Перечисление событий в хронологическом порядке, расплывчатые сведения о последствиях непогоды, эмоциональные комментарии прохожих, прогноз погоды на завтра и информация об отмененных мероприятиях.

Следует отметить, что эфир обогатили прямые включения корреспондента с места событий, который передавал последнюю информацию. Содержательно она дублировала сообщения других информационных ресурсов, что само по себе не плохо.

Белсату в силу нахождения за границей делать новости о событиях в Беларуси трудней, чем местным телекомпаниям. С учётом вышесказанного заметим, что доля информации, собранная журналистами телекомпании, почти неощутима. К сожалению, при освещении «Хавьера» на Белсате никто выше головы не прыгнул.

ОНТ в итоговых новостях посвятило теме непогоды почти шесть минут эфира, при том, что стандартно сюжеты длятся 1,5-3 минуты. Новость делилась на три части. В первой — ужасы, которые творит стихия и нерадивые граждане, ослушавшиеся МЧС и ГАИ. Вторая показывает, как соответствующие службы с успехом справляются с трудностями. Интервью дают аж три чиновника, их главный посыл: ситуация трудная, но мы её контролируем. В третьей части прогнозы на ближайшее будущее.

В сюжете много разнообразных картинок: мы видим состояние республиканских трасс, аварии, как работают МЧС-ники, кабинеты чиновников, кадры из метро. Сюжет захватывает, однако акцент сделан на важном для власти, а не для граждан, аспекте. Чиновники вместе с журналистами как бы говорят: мы, власти, настолько сильные, что справимся и с этой ситуацией, которая даже «не является чрезвычайной».

На сайте ОНТ который день в топе самых читаемых новостей сюжеты о заторах на дорогах, о перебоях со светом, о парализованном движении. Исходя из чего можно сделать вывод, что аудитория более всего нуждалась в подробностях обстановки на дорогах, а не утешениях властей.

СТВ как главный столичный телеканал, по идее, должен был освещать стихийное бедствие шире всех. В целом телеканал так и сделал, но лишь в географическом смысле. В вечернем выпуске новостей теме посвятили 11 минут, а корреспонденты передавали чуть ли не из каждого уголка страны.

Так, в Гомеле репортаж начали из аэропорта, где самолёты совершали вынужденную посадку. В эфир вышел комментарий пассажира, который заметил, что его планы несколько нарушены, но он доволен и будет сидеть, смотреть на природу: «Солнышко светит, можно подумать о жизни».

Дальнейшее повествование сосредоточено на сложных дорожных условиях. Корреспонденты рассказывают о пробках, авариях, инспектора ГАИ призывают граждан отказаться от поездок. Упоминается, что въезды в Минск перекрыты, но только для большегрузов. А это только наполовину соответствует действительности: фактически автодороги были закрыты для всех видов транспорта.

Коммунальники рапортуют о своей интенсивной работе. Диктор отдельно перечисляет названия служб, которые в данную минуту справляются со стихией, рассказывает о созданном в правительстве штабе и доводит, почему населению волноваться не стоит: «все под контролем». Её слова подкрепляются интервью первого замминистра здравоохранения Пиневича: «ситуация достаточно напряжённая, но вполне управляемая».

В выпуске мы не увидели ни одного человека, который бы досадовал или хотя бы выразил неудовольствие ситуацией. Не говоря уже о людях, охваченных паникой, уставших от длинного пути, замёрзших и напуганных. Нам внушают: «Спокойствие, только спокойствие!»

Исходя из сюжета, оценить масштабы бедствия трудно, а самостоятельно планировать своё передвижение тем более невозможно. Спасибо ГАИ, которые сделали это вместо зрителей, огульно запретив поездки. Картинка, созданная СТВ, отличается от реальной — она слишком сладенькая. Вместо адекватного отображения ситуации зритель получил десерт из «Хавьера».

«Еврорадио», обладая несравненно меньшими ресурсами, чем государственные медиа, на наш взгляд, принесло обществу намного большую пользу. Корреспонденты передавали с мест событий фото и видео, новая информация появлялась регулярно. На сайте «Еврорадио» можно было найти важные сведения о заторах на конкретных дорогах, о состоянии городского транспорта и пр. Не все новости были оригинального происхождения, однако читатель мог увидеть реальную картину событий и оценить ситуацию.

На сайте газеты «Наша Ніва» одним из полюбившихся читателям материалов является онлайн «Шторм: выезды из Минска заблокированы, аварии, заторы на трассах». Уже из названия видно: в материале не будет ничего лишнего — только кризисная информация. В целом, команда сайта ожидания читателей оправдала, обновляя сведения, собранные из разных источников. Так же, как в случае с «Еврорадио», аудитория «НН» вполне имела возможность увидеть реальную картину событий и самостоятельно оценить ситуацию.

Об отличной работе «Альфарадио» можно судить по отзывам слушателей на различных форумах. И эти отзывы столь позитивны, что для критики не остаётся места. СМИ не занималось успокоением граждан и искусственным смягчением картинки. Журналисты превратили свой эфир в коммуникативную площадку, где через телефон люди могли попросить помощи или ее предложить. Диджеи сообщали оперативную информацию о состоянии на дорогах, которую в том числе получали от своих слушателей.

Из интервью Дмитрия Смирнова, диджея «Альфа-Радио», ресурсу TUT.BY: «Когда мы начинали эфир, мы не ожидали такого накала эмоций, шквала сообщений и звонков. Я никогда не забуду пожилую женщину, которая позвонила и сказала: «Ребята, я понимаю, что вы ничего не можете сделать… Но если я доживу до утра — спасите меня, пожалуйста». И сразу же откликнулись ребята, и буквально через считанные часы к ней приехали на вездеходах и оказывали помощь. Люди звонили весь вечер пятницы, всю субботу. К концу нашего эфира, который продолжался до 20.00, звонили и говорили: «Пожалуйста, я очень хочу кому-то хоть как-то помочь».

За эту помощь в помощи радио получило высокие оценки своей работы не от чиновников, а от людей, что в сто раз ценнее. СМИ преуспело благодаря открытости и способности слышать потребности своей аудитории.

Мощнейший интернет-ресурс TUT.BY работал по похожему сценарию. По запросу «циклон Хавьер» сайт выдаёт 41 новость. А 15 марта журналисты ресурса проявили расторопность, опубликовав полные списки «стоящих» трасс. Информацию по ГАИ журналисты собрали самостоятельно. Также они отслеживали состояние дорог, пунктов обогрева и многочисленные сообщения на форуме, который превратился в площадку взаимопомощи и обмена важной для выживания информацией.

Сотрудники ресурса для большей оперативности создали открытую для редактирования таблицу. В ней каждый человек мог указать, в чём и где нуждается или наоборот, какую помощь готов оказать. Сообщения, фотографии, видео читателей позднее включались в публикации.

Схожую стратегию выбрали журналисты ресурса Оnliner.by. Они сосредоточились на сообщениях о состоянии дорог и других проблемах, с которыми из-за стихии столкнулись люди. В комментариях очевидцы и участники событий сообщали всё новые подробности, также предлагали или просили помощь.

Смысл жизни

Считается, что основная задача средства массовой информации — информировать. Собирать, обрабатывать и передавать обществу сведения о наиболее значимых событиях, делиться жизненно важной информацией. Развлекательная, образовательная, идеологическая, справочная и некоторые другие функции имеют второстепенное значение. И при оценке работы конкретного сми разумно учитывать то, насколько оно справляется с информационной задачей, насколько удовлетворяет информационные запросы общества, на благо которого, в конце концов, и призвано работать. Прошли ли белорусские сми проверку циклоном? Очень немногие.

Обманули дурака на четыре кулака

Апокалипсис, случившийся в Беларуси 15 марта, застал страну врасплох. Граждане, хотя и были предупреждены о непогоде, не знали, как действовать в этой беде: они сами видели, что на улице творится что-то жуткое, и недостаток испытывали именно в оперативной информации. Расположение и масштабность пробок, сроки их ликвидации, порядок движения общественного транспорта, альтернативные пути, расположение пунктов помощи, контакты кризисного центра, который, если верить властям, заранее был создан — люди хотели знать всё, что могло бы помочь сориентироваться в трудной ситуации, быстрее найти из неё выход, уменьшить панику и страх.

Граждане ожидали найти такую информацию (считайте помощь) в СМИ, однако многие из них обманули ожидания аудитории, и больше всех обманули государственные СМИ, обладающие мощными ресурсами. Некоторые пошли дальше: не просто не рассказали ничего важного, но и навредили, приукрасив ситуацию. В итоге граждане не смогли адекватно оценить обстановку и самостоятельно принять правильные решения. Для тех, кто всё еще сомневается в ответственности сми за «людское легкомыслие», приведу два примера.

Непредвиденные последствия

Утром 15 марта из Гомеля в Минск на автобусе выехала команда ФК «Гомель» для матча со столичными футболистами. Погодные условия создавали трудности, которые, однако, выглядели преодолимыми. В первую пробку футболисты стали около 12 часов под Бобруйском, где дорогу перекрыли из-за аварии. В течение часа путь освободили, и автобус двинулся дальше. Знай на тот момент команда о перекрытых въездах в Минск, тут же пересела бы на поезд. Через несколько часов их автобус встал в пробку под Пуховичами, которая рассосалась только к обеду следующего дня.

Утром 16 марта парни прошли 2 километра до Пуховичей, подъехали на попутке до Марьиной горки, где сели на электричку до Минска. В дороге, без еды футболисты находились 29 часов.

Игроки всю дорогу следили за новостями, но ничего полезного не находили. Они злились на заявления, что все под контролем, высмеивали новости о посадке деревьев и ямочном ремонте дорог в разгар метели, ждали горячего чая, который обещали по ТВ. Но так ничего и не дождались.

В Вильнюсе 15 марта приземлился самолёт рейса «Прага — Минск», его не пустили на посадку с Беларуси. Пассажиры, естественно, хотели быстрее добраться домой. Многие из них купили билеты на автобус до Минска. В соответствии с расписанием, автобус должен был прибыть на конечную станцию в полночь.

Из-за огромной пробки под Воложином до столицы транспорт добрался лишь к 7 утра 16 марта. Путь от Вильнюса до Минска занял 11 часов. Люди сожалели, что не сели на поезд и постоянно задавались вопросами. Что происходит впереди? Когда поедем? Почему никто не предупредил?

Частный случай психологической манипуляции

В этой истории со снежным штормом мы увидели, какие медиа забыли о людях, на страже интересов которых вообще-то должны стоять. Мы увидели, какие СМИ пытались манипулировать мнением аудитории, преуменьшая масштабы беды. Мы увидели, какие из ресурсов открыто уважают, считаются с запросами пользователей. Но пока еще не видели, как в одном СМИ может соединиться и первое, и второе и третье.

16 марта на канале ОНТ, который, напомним, в новостях проигнорировал интересы зрителей и пытался выдать буйство стихии за капризы природы, вышла аналитическая передача «Как есть. Итоги».

В ней автор Михальченко показал сюжет: на фоне кадров вчерашнего катаклизма разные голоса озвучивают человеческие реакции на произошедшее ненастье. Смотреть интересно, не оторвешься: вот они, живые голоса очевидцев, таких же, как и я, бедняг, попавших в передрягу. Неужели после вчерашнего игнора канал исправился и обратил на внимание на простых смертных? Значит, считаются, вроде бы уважают.

Как бы ни так! Может показаться, что канал повернулся лицом к людям, дал им слово. На самом деле лицом повернулся другой ресурс, а ОНТ только сделал вид. Озвученные мнения людей Михальченко взял не на своём канале, а из статьи ресурса TUT.BY, причём назвать источник забыл, в чем, кстати, можно усмотреть нарушение авторских прав. Это первая манипуляция. Вторая не такая очевидная. Трогательный сюжет о людской взаимопомощи используется, чтобы вменить людям чувство вины. Наступает черед самых интересных вопросов: как и зачем?

После эмоционального сюжета Михальченко рассказывает историю спасённого (совпадение?) из снежной бури автобуса с детьми. А после задаётся серией инвектив в форме вопросов: «Почему детей повезли на экскурсию, невзирая на штормовое предупреждение? Почему родители проигнорировали информацию, передаваемую по всем каналам?.. Или дикторы как-то не так её читали? И таких примеров пресловутого авось мы наблюдали в избытке».

Тут потерявший бдительность человек, перегруженный эмоциями, страхом за замерзающих детей, начинает испытывать чувство вины…

Если среди зрителей были граждане, обвиняющие неподготовленные власти, коммунальные службы, неповоротливых военных, то к концу передачи их число уменьшилось. И дело не в прощении, а в банальной манипуляции. По законам психологии, злость зрителей никуда не могла подеваться, зато трансформироваться — с лёгкостью. Известно, что агрессия с внешнего объекта может переходить на внутренний, из злости превращаться в чувство вины: это когда человек вместо «они виноваты» начинает думать «я виноват». И Михальченко сделал все возможное для этой трансформации. Но зачем? Пожалуй, вы и сами уже догадались…

Фото Ольга Клещук, БелаПАН

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: