ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Время чурналиcтики

«Мы провели такое интересное мероприятие, а про него так сухо написали», – жалуются организаторы. «Какой был пресс-релиз, так и написали», – парируют журналисты.

Формально обе стороны по-своему правы. Тем более что с точки зрения прессы, профессиональная и грамотная пресс-служба должна делать за журналиста едва ли не всю работу: и текст написать, и цитаты интересные подобрать, и фотографии с мероприятия выслать.

В общем, журналисту в редакции сегодня на мероприятие вовсе ходить не нужно, потому как еще накануне вся необходимая фактура будет лежать на столе, знай только дождись по электронной почте фотоотчета.

С другой стороны, организаторам разных «ивентов» тоже стало проще: написал в пресс-релизе все, что хотел, дал пару цитат, либо не дал ничего, отправил по своей рассылке и вуаля! Критика? Никакой, ведь журналист-то на твоем мероприятии не был, так что никаких субъективных оценок, никаких придирчивых взглядов в его статье быть не может.

Кажется, при таком положении дел обе стороны должны быть довольны. И они довольны, ну или почти довольны. Нет-нет, да и проскользнет «сухо написали», либо «про это в пресс-релизе не было ни слова»…

Хорошо придумали британцы, создавшие сайт для оценки текстов журналистов Churnalism.com. Принцип работы сайта прост – машина считает, какая часть текста взята журналистом из пресс-релиза, а какая добавлена от себя. Для этого достаточно ввести в специальное поле текст пресс-релиза и проверить, какие СМИ и в каком объеме его использовали.

Название сайта само по себе символично «чурналистика», в переводе с английского to churn out – «штамповать, выпускать потоком»). Термин для нового трэнда в собственной профессии придумал журналист Би-би-си Васим Закир.

Смысл чурналистики незамысловат: копируешь пресс-релиз, убираешь то, что кажется тебе несущественным, иногда, по желанию, добавляешь пару цитат, ссылок, и новость готова. А то даже не новость, а целый репортаж о событии, на котором не был.

Жаль, но сайт Churnalism.com работает только с англоязычными текстами и ведет поиск только по многомиллионной базе данных британских СМИ.

Создай энтузиасты такой ресурс у нас, думается, он был бы полезен не только читателям, но и самим журналистам, которым было бы гораздо сложнее прикрываться пресс-релизами, какими бы хорошими они не были… Пришлось бы таки идти на мероприятие, задавать вопросы, открывать глаза и уши, тратить время.

И тут, конечно, скупым новостным сообщением уже не отделаешься ни перед читателем, ни перед редактором, ни перед самим собой. Раз пришел, время потратил, значит и написал свое, уникальное, то, за которое тебе должна доверять аудитория, за которое не стыдно получить зарплату…

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: