ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Почему из медиа уходит человек?

«СМИ сегодня не занимаются журналистикой, а реакцией на какие-то события. Прошла пресс-конференция президента – они посмеялись с каких-то цитат, процитировали одно и то же, возмутились одним и тем же. И никто не проанализировал, что на самом деле было сказано», – считает блогер и анти-журналист Виктор Малишевский. Увы, но с ним сложно не согласиться.

Единицы наших СМИ сегодня выбирают иной путь, делая ставки на собственные пусть даже минимальные журналистские расследования, аналитику, публицистику. Большинство  ограничивается информационными сообщениями.

Взять, например, взрыв в жилом доме в Серебрянке 23 февраля этого года. С той трагедии, унесшей жизни двоих, до сих пор, кстати, неопознанных людей, прошло больше месяца, а всю информацию о произошедшем легко можно уложить в сухой текст МЧС: «К месту происшествия были направлены 25 единиц техники МЧС, 11 бригад скорой медицинской помощи и аварийная бригада УП "Мингаз". Спасены 9 человек, эвакуированы 22 человека, незначительно пострадали пять человек, одна гражданка доставлена в городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи с отравлением продуктами горения. В одной из горевших квартир обнаружены обгоревшие тела двух погибших, личности которых устанавливаются». 

Эвакуированные люди где-то жили, чем-то питались, как-то устраивали свою жизнь во временном жилье, до сих пор им собирают помощь, вещи, одежду. Погибшие все еще не опознаны, их родственники не найдены… Но об этом говорилось как-то походя, вскользь. Спустя месяц люди сами вышли на журналистов, чтобы пожаловаться на те условия, в которых их заставляют жить.

Для тех же американских медиа, история каждой конкретной отселенной семьи стала бы основой для очередной журналистской лайф-стори, у нас большинство СМИ ограничились короткими безликими цитатами, словно в стране каждый день взрываются квартиры, гибнут соседи…

Признаться, таких не рассказанных историй у нас – вагон и маленькая тележка. Сложно даже представить, сколько их могло бы попасть в СМИ, скажем, в связи со снежным штормом. Спустя две недели (!!) в новостях ОНТ вдруг появился сюжет о том, что жители деревни, находящейся в 15 минутах езды от Минска до сих пор живут в снежном плену, к ним не может доехать ни скорая, ни автолавка. Отличный сюжет для лайф-стори.. Отличный, но особенно никого не интересующий.

Положа руку на сердце, лично мне в дни снежной бури было гораздо более волнительно читать комментарии под материалами, где люди делились личными историями и переживаниями, чем многие из журналистских публикаций… Именно комментарии, а не статьи, вызывали самые острые эмоции. Видимо, потому что в них была жизнь.

Белорусы утратили чувствительность к чужой беде? Разумеется, нет. И журналисты, сколько бы ни говорили об их профессиональной деформации, тоже еще способны сопереживать. Вот только чувствовать часто означает неспешный процесс, умение остановиться на бегу, оглядеться и увидеть что-то свое, особенное, а время и профессия требуют сегодня от репортера скорости, точности в изложении фактов и ничего кроме фактов. И пусть о количестве единиц техники и бригад «скорой помощи» сообщат десятки конкурентов, никто не посчитает зазорным быть одиннадцатым, двадцатым, сотым, если хотите.

Банально, но факт: существуй в Беларуси настоящий медийный рынок и эти дешевые истории, созданные по принципу копипаста с минимальной адаптацией под свой ресурс никто и никогда бы не купил. Потому что большинство из них – это неплохой продукт информационных агентств, но никак не новостных сайтов, газет, телевидения и радио.

Умение рассказать о «большом» через личные «маленькие» истории – признак хорошей качественной прессы. Жаль, нельзя уже взять в руки «Русский Newsweek» времен Парфенова (впрочем, его вообще уже нельзя взять в руки), вот где был образчик профессиональной журналистики, на который следовало бы ровняться хотя бы печатным СМИ. Во главе угла каждого материала был человек, люди, конкретные, с именами, с мыслями, с чувствами, с собственными оценками и переживаниями. Впрочем, человека сложно «упаковать» в черно-белую картину мира, создаваемую нашими медиа, может быть, именно поэтому он постепенно ушел со страниц белорусских изданий, уступая место политическим фигурам на шахматной доске?..

Мало того, по мнению медиаэксперта Павлюка Быковского человек, читатель, не просто ушел из медиа, он перестал хоть каким-то образом влиять на их содержимое.

«Сегодня уже совершенно не важно, кто будет «заказчиком» СМИ, важно то, что им не являются читатели, зрители, слушатели. И в этой той ситуации, когда произошло искажение понимания, для кого работает газета, телевидение, радио, у нас всегда будет возникать проблема несовпадения повестки дня. То есть того, что реально волнует людей, и того, о чем сообщают журналисты, – отметил на «круглом столе» Либерального клуба Быковский. – Потому что журналисты сейчас часто пишут словно из окна туристического автобуса. Сидят в нем вместе с какими-то людьми, которых считают релевантной группой – чиновниками, политологами, еще кем-то».

Одна надежда на так называемую «гражданскую журналистику», которой пусть и не писаны никакие законы жанра, однако, выражаясь языком Павлюка Быковского, могут бросить камень в окно этого «туристического автобуса», и заставляют-таки журналистов видеть реальность.

«Уверен, гражданская журналистика не может заменить традиционную, потому что рутина для нее не так интересна. Но в тех случаях, когда  что-то болит, именно она первая заставляет нас обратить внимание на проблему», – подчеркнул медиаэксперт.

Вернется ли таким образом в медиа «маленький человек» с его «мелкими» проблемами? Увидят ли журналисты в личных историях свой шанс сохранить профессию, найти свой уникальный взгляд на события, свой стиль, отличную от других концепцию своего медиа? Хочется верить, что да. Иначе, безличность дешевых новостей-однодневок в конечном итоге приведет к инфляции всего того, что по привычке у нас называют «четвертой властью».

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: