ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

На что может рассчитывать пиарщик в Беларуси?

27 марта в Институте журналистики БГУ в рамках студенческого форума «PR-кветка-2013» состоялось заседание «круглого стола» на тему «На что может рассчитывать пиарщик?»

В круглом столе приняли участие Татьяна Курбат (руководитель PR-группы СООО «МТС»), Валентин Лопан (директор ООО «Агентство Деловых Связей»), Дарья Лысковец (менеджер по корпоративным отношениям Heineken в Беларуси), Анна Кузьменкова (специалист по связям с общественностью СООО «НТС»), Глеб Герасимович (учредитель и директор компании «Игрика»), Егор Малыженков (PR-директор Labs Publicity Group) и Ирина Придверова (менеджер внешних проектов IPR, Belarus – консалтинговой компании в сфере стратегических коммуникаций).

Специалисты поделились своим опытом, какие компании лучше всего выбирать для работы, а также как постучаться в крупную компанию, как набить себе цену и, конечно же, на какую зарплату может рассчитывать пиарщик в современных белорусских условиях. Ближе к концу «круглого стола» аудитория получила возможность задать спикерам свои вопросы.

НА КАКУЮ ЗАРПЛАТУ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ ПИАРЩИК В СОВРЕМЕННЫХ БЕЛОРУССКИХ УСЛОВИЯХ?

Глеб Герасимович: «У нас в компании принята западная система, когда говорим «Можем заплатить 300 долларов и больше для начала, но испытательный срок три месяца». После того, как прошел испытательный срок, уже берем на работу. В Беларуси люди спрашивают, «чего это я буду три месяца бесплатно работать?!», но на Западе это нормальная система, люди по полгода работают, чтобы доказать, что они лучше и что они могут работать».

Татьяна Курбат: «По моим наблюдениям доход пиарщика варьируется от 300 до 2,5 тысяч долларов, если это не ИП (там бывает и больше). Триста долларов – нормальный старт для молодого специалиста, не бойтесь этой цифры. На самом деле зарплата пиарщика во многом зависит от того, насколько руководитель ценит эту работу, считает ее важной. В МТС, пожалуй, одни из самых достойных зарплат, но я не могу назвать цифру».

Анна Кузьменкова

Анна Кузьменкова: «Был опыт работы и с коммерческими компаниями, и государственными. В размере заработной платы играет роль, государственная либо негосударственная компания. Учитывая свой опыт, я бы уже вряд ли согласилась работать в государственной компании. У молодого специалиста часто спрашивают, какую зарплату он хочет. Здесь нужно уметь себя оценить. Если называешь слишком высокую цифру, нужно знать, чем ответить на вопрос о том, что уникальное делаешь, почему в компании тебе должны так много платить».

Егор Малыженков

Егор Малыженков: «Ваша средняя зарплата от 300 долларов, но если вы уверены в себе и знаете, что делать (уверенный специалист) – это 500-600 долларов».

КАК НАБИТЬ СЕБЕ ЦЕНУ?

Татьяна Курбат: «Обаять!.. Пиарщик должен уметь расположить к себе любого собеседника, даже самого неповоротливого и консервативного. Пиар-специалист должен правильно себя позиционировать: смелость, отсутствие скромности в хорошем смысле слова, позитивный настрой. Еще лучше: придите в компанию с какой-то идеей».

Валентин Лопан: «На любых переговорах, в том числе о трудоустройстве, цена – последний вопрос, который обсуждается. Пиар, на сегодняшний день, – слабо понимаемая дисциплина на уровне как государственных, так и частных руководителей. Поэтому, когда они не понимают что-то, то и любую цену будут считать завышенной: непонятное всегда дорого.   Логичнее сразу говорить, что вы умеете делать из конкретных вещей, понятных руководителю, банальных вещей. Например, «я могу собрать журналистов в течение двух часов». Нужно быть разумным, уверенным, убедительным».

Дарья Лысковец

Дарья Лысковец: «Резюме – первый шаг, над которым нужно работать. Человек должен продать себя сразу, еще даже не начав общаться с работодателем. Второй вопрос – приоритеты. Я сталкиваюсь с тем, что молодые люди говорят, что семинары собираются посещать, другими проектами параллельно занимаются... Третий: приходят молодые специалисты, которые считают себя пиар-гениями, и на первом же собеседовании на вопрос «Кем в компании вы себя видите через год в компании Hineken?» отвечают: «Я буду руководить!». И тут у меня задумчивость, а что же буду делать в это время я?! Конечно, амбиции должны быть. Но когда человек только зашел и уже говорит руководителю «До свидания! Я вас подвину!»... Непросто найти человека, который готов серьезно работать, смириться, что молодая жизнь закончена».

В КАКОЙ КОМПАНИИ СТОИТ НАЧИНАТЬ МОЛОДОМУ ПИАР-СПЕЦИАЛИСТУ?

Глеб Герасимович

Глеб Герасимович: «Хотите получить хороший опыт в PR? Есть источник доходов для жизни? Устраивайтесь в стартапы, молодые компании. Там не будет строгих правил, там будет свобода и творчество!»

Валентин Лопан

Валентин Лопан: «Я придерживаюсь мнения, что вам не стоит бояться распределения в государственные компании. К примеру, я 11 лет работал с МАЗом. На таких крупных государственных предприятиях вы набиваете руку, набираетесь опыта, потому что там беспрерывный поток задач и куча начальников, которые все требуют и ничего не понимают. Возможностей много».

Ирина Придверова: «Лучше на первом этапе пару лет набираться хорошего опыта, пусть даже не за большую зарплату. Этот первый этап не нужно затягивать, чтобы к выпуску из университета уже была хотя бы пара проектов за плечами, не только их выполнение, но и планирование.  Не стоит бояться никаких предприятий. Это в любом случае опыт».

Дарья Лысковец: «Компаниям интересны молодые люди сразу после университетов потому, что это, во-первых, чистый лист, и из них можно сделать таких специалистов, которые нужны этим компаниям. Во-вторых, у молодых людей большая тяга к знаниям. В-третьих, молодое поколение может принести новые тренды, которые старое поколение может уже и не знать; и взгляд на новые вещи может быть ценен».

КАК ПОСТУЧАТЬСЯ В КРУПНУЮ КОМПАНИЮ?

Татьяна Курбат

Татьяна Курбат: «Скажу по своему опыту: студенты, которые искренне хотели до меня достучаться, находили способы и возможности. Если вижу, что человек проявляет неподдельную настойчивость, значит, ему интересна именно эта компания, а не практика ради галочки. Поэтому чем настойчивее и убедительнее вы будете в своем желании попробовать силы в конкретной компании, тем больше шансов, что вас услышат».

Дарья Лысковец: «Мы все открыты, на сайтах есть контакты, вплоть до мобильных телефонов. В принципе, компании приятно, когда молодые люди интересуются ей. У нас есть много примеров, когда студенты проходили практику, а теперь работают полноправными специалистами».

На вопрос из аудитории, как не показаться слишком навязчивым, специалисты ответили вполне демократично: «Вы ведь не звоните поболтать о жизни? А звоните предложить компании свои услуги, свои знания. Почему нет? Главное думайте, что компании это более приятно, чем вам и звоните в рабочее время».

Еще один вопрос из зала коснулся отношения работодателей к студентам-заочникам и выпускников, которые учились на заочном. По мнению спикеров круглого стола, нет ничего страшного в том, что человек получил профессию на заочной форме обучения: «Часто предпочтительнее человек, который уже работал в профессии, имеет опыт, чем «специалист», только сошедший со студенческой скамьи».

Татьяна Курбат рассказала о своем опыте, когда у нее на собеседовании вопрос об образовании звучал в последнюю очередь, если звучал вообще.

Спикеры круглого стола дали несколько советов молодым пиар-специалистам, с чем и как к ним нужно стучаться:

1) Важно знать в какую компанию идете и под каждую адаптировать свое резюме;

2) Когда идете в компанию, зайдите хотя бы на ее сайт и посмотрите, что она из себя представляет;

3) Для международных компаний очень важно владеть английским языком — учите!

Специалисты PR признали, что в Беларуси есть проблемы с карьерным ростом. В силу специфики нашего рынка, возможностей не так много. Рынок крупных международных компаний ограничен, поэтому переход с позиции одной компании на такую же в другой не будет карьерным шагом вверх. Следовательно, есть интерес работать в компаниях, в которых есть возможности для роста.

Затем человек может стать over qualified, и тогда стоит подумать о каких-то смежных областях (например, HR). Либо люди уходят в свой бизнес, делают какие-то собственные агентства.

В конце «круглого стола» спикеры подвели некоторые итоги, на что же, все-таки, может рассчитывать пиарщик в Беларуси. 

Дарья Лысковец: «Человек может рассчитывать только на то, чего он достоин. Профессионалы всегда и везде очень востребованы. Поэтому хочу пожелать: будьте профессионалами!»

Татьяна Курбат: «Если вы действительно выбрали эту профессию, то могу вам сказать: вы сделали очень правильный выбор. Потому что эта профессия — любовь на всю жизнь!»

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: