ОБ АВТОРЕ

Постоянный корреспондент Mediakritika.by.

Журналист-фрилансер. SMM'щик.

Экс-редактор ныне замороженного проекта 'Belarusian News Photos'.

В 2014 году окончил Институт журналистики БГУ.

Член БАЖ

Вы здесь

Фотосток как средство легального заработка...

В марте в Институте журналистики БГУ прошла Международная конференция «Фотография в странах Восточного партнерства: проблемы и решения», в рамках которой состоялось заседание круглого стола, посвященного фотостокам.

Участники конференции из Грузии рассказали о фотобанках как о явлении, а также поделились собственным опытом создания фотостока.

Член правления Ассоциации фотографов Грузии Юрий Стюбиш представил презентацию «Фотосток как средство легального заработка и способ продвижения национальной фотографии: стандарты, правила, перспективы».

 

О ФОТОСТОКАХ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ

Фотосток (Photostock) или фотобанк – представляет собой виртуальный фоторынок, благодаря которому любой фотограф, соответствующий международным стандартам, может получить возможность продавать свои фотографии по различным видам лицензий с полноценной защитой авторских прав. В свою очередь покупатель, будь то организация или частное лицо, имеет возможность быcтро и без лишних затрат из широкого ассортимента работ выбрать необходимую ему фотографию, и с помощью различных видов оплат, мгновенно купить и загрузить её.

Таким образом фотосток выступает своеобразным посредником между владельцем контента (фотографом) и покупателем.

Фотосток (фотобанк) обеспечивает привлечение покупателей, рекламу и механизмы хранения, поиска, продажи и приема платежей от покупателей и, соответственно, удерживает комиссию за свои услуги.

Фотостоки делятся на два типа: макростоки (традиционные фотобанки) и микростоки (микропейментовые фотостоки).

Традиционные фотостоки (макростоки) – крупные региональные или мировые фотобанки с историей, обычно уходящей во времена еще пленочной фотографии. С появлением и развитием интернета, макростоки так же получили свои представительства и там. Отличаются большой базой фотографий, и в сравнении с микростоками, типом лицензирования.

Традиционные фотобанки в основном продают фотографии по лицензии Rights Managed (RM).

По данной лицензии фотография может продаваться только в одном фотобанке, а также подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. При покупке по RM лицензии покупатель должен предоставлять информацию о деталях использования фотографии, что сохраняется в истории продаж каждой фотографии. Покупая фотографию по такой лицензии, покупатель может быть уверен, что она не использовалась его конкурентами и не будет использоваться кем-то ещё в это же время. При этом стоимость лицензии рассчитывается исходя из размера изображения, вида и длительности использования, а также его географии, и составляет обычно от десятков до сотен долларов.

Изображения по лицензии Rights Managed покупаются для однократного использования и на определенный срок. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии RM.

Наиболее известные фотобанки: Getty Images, Corbis, Alamy, РосФото.

Микропейментовые фотостоки (микростоки) – интернет-фотостоки с не столь большим портфелем контента, как у макростоков. Чаще всего микропейментовые фотостоки предлагают визуальные образы для оформления статьи в печатном издании или интернет сайте, образы для оформления презентации или рекламной продукции а также элементы для подготовки дизайна.

Появились в 2000-х годах в ответ на спрос на изображения по доступной цене, когда стоимость традиционных лицензий RM категорически не подходила покупателям, да и возможности RM лицензии так же были излишни. В частности, для использования в оформлении в дизайне и наполнении сайтов в интернет, когда нет как таковых сроков использования, и при этом не важна эксклюзивность изображения и история его использования. Собственно ответом был новый тип лицензирования – Royalty Free (RF).

Royalty Free – не накладывает на автора ограничений на продажу фотографии только на одном фотостоке, также отсутствуют ограничения на количество продаж, но все права на изображение (авторские и имущественные) остаются у автора. При этом автору выплачивается фиксированный гонорар (royalty), который не может быть изменен в дальнейшем. Покупатель при этом не несет никаких дополнительных затрат. То есть, один и тот же материал может быть продан в различных местах неограниченное количество раз. Стоимость лицензии: от нескольких единиц до нескольких десятков долларов и часто зависит от размера покупаемого изображения. Однако этот тип лицензии накладывает определенные ограничения на использование материала.

ГРУЗИНСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ФОТОСТОКА С НУЛЯ

В скором времени будет запущен наш собственный фотосток: EUPhoto.net. Он является своеобразной золотой серединой между вышеупомянутыми типами фотостоков, т.к. объединяет в себе возможности размещения и продажи фотографий в различном размере и по разным типам лицензий - Стандартной , Расширенной и Эксклюзивной.

По вышеуказанным лицензиям на EUPhoto.net могут продаваться фотографии в размерах Small (800px), Medium (1600px), Large (2800px), Extra Large (>3000px). Фотограф назначает индивидуальную цену для каждого размера продаваемой фотографии в пределах установленных рамок ранжирования. Также за фотографом остается право выбора продажи оригинала и эксклюзивных прав на фотографию. В случае приобретения покупателем фотографии по Эксклюзивной лицензии, она тотчас же снимается с прилавка EUPhoto.net.

Предусмотрено два возможных варианта загрузки фотографий: автоматический и мануальный. В случае автоматической загрузки, необходимо загрузить лишь наибольший размер фотографии (XL), а дальше фото уменьшаются автоматически, системным скриптом. В случае мануальной загрузки необходимо по отдельности загрузить заранее уменьшенные для каждого размера, фотографии. Плюсом первого варианта является - скорость размещения, а второго - качество ручного уменьшения.

Также при размещении фотографии на EUPhoto.net фотограф обязан загрузить оригинальный (необработанный) файл (RAW, TIFF, NEFF или др.) с EXIF данными. Это, во-первых позволяет убедится в том, что разместитель действительно является автором и располагает оригиналом данной фотографии, а во-вторых, в случае покупки оригинала (если он выставлен на продажу), у покупателя есть возможность самостоятельно обработать фото так, как ему захочется.

Загруженная фотография должна удовлетворять всем стандартам EUPhoto.net, и будет размешена на сайте только после одобрения администратором.

В случае если на фотографии, основным планом, изображен человек или частная собственность, фотограф также обязан загрузить лицензию, подтверждающую согласие соответствующего лица или владельца собственности. (образцы лицензий фотограф может получить в собственном профиле).

EUPhoto.net предусматривает еще один тип лицензии - Editorial, которая подразумевает использование фотографии не в целях рекламы, маркетинга или продвижения продукта на рынок, а исключительно в целях иллюстрации информационного повода (редакционное использование). При использовании фото по лицензии Editorial от людей, изображенных на фотографии, не требуется передача прав на использование своего образа.

Так чем же отличается грузинский EUPhoto.net от других фотостоков?

Во-первых, делается акцент на фотографию стран Восточного партнерства. Многие фотографы региона выкладывают свои фотографии на фэйсбук, однако пути поиска и последующего приобретения этих фотографий достаточно трудоемкие. EUPhoto.net предоставляет возможность быстрого поиска и легального приобретения широкого спектра  фотографиий, отображающих природу, архитектуру, культуру, искусство а также события стран Восточного Партнерства.

Во-вторых, продажа фотографий через новый сервис может являться средством постоянного дохода для фотографа. Его гонорар составляет 40-50% от указанной им стоимости фотографии, что гораздо выше ставок предлагаемых другими Микропейментовыми Фотостоками (примерно 14-35%).

В-третьих, корзина EUPhoto.net помимо своей традиционной функции - добавления и покупки, выполняет еще и функцию онлайн хранилища купленных фотографии. Покупатель, купивший фото, может получить к ней доступ в любое время и в любом месте через собственный аккаунт. Соответственно, отпадает необходимость держать купленные фотографии на дисковых носителях или в других менее защищенных от несанкцианированного доступа местах.

Наконец, главной задачей EUPhoto.net является содействие продвижению тематической фотографии Восточного партнерства как в самом регионе Восточного партнерства, так и на европейском и международном уровне. Вместе с этим EUPhoto.net являясь отличным источником дохода как для фотографов-профессионалов так и для фотографов-любителей. 

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: