ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

«Белсат»: что за горизонтом?

Говорят, любое явление переживает три необходимые стадии:

– «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

– «Это... то самое? … Кажется, я что-то слышал об этом».

–  «Ну, кто же об этом не знает?»

По всем признакам, телеканал «Белсат» уверенно осваивает именно эту, третью стадию присутствия в сфере общественного внимания.

А ведь в середине 2007 года, когда всё только начиналось, приходилось не раз выслушивать от коллег, весьма уважаемых и работающих именно в иностранных медиа, сакраментальное: «Создавать подпольное телевидение в нашей стране — это же беспочвенная фантазия! Нонсенс!».

Тем не менее, телеканал работает уже пять с половиной лет и уверенно набирает аудиторию. С некоторых пор - не только «тарелочную», но и интернетовскую.

Прошло время, когда восторженное отношение к «Белсату» высказывалось априори, на том только основании, что он разрушил государственную монополию на ТВ-вещание для белорусов. Сейчас приходится платить по счетам и оправдывать авансы, которые выдавались творческому коллективу «Белсата»  той частью белорусского общества, для которой доступ к свободной информации необходим как воздух. Стремительное нарастание аудитории «Белсата»  сопровождается естественным процессом — повышением планки требований к тематике и эстетике телевизионных программ.

Опираясь на многочисленные суждения, высказываемые на форумах и в сетях, на заключения авторитетных медиаэкспертов, постараемся кратко обрисовать некоторые из тех проблем, которые сейчас встают перед коллективом «Белсата». Само их наличие — не признак некоей стагнации. Напротив, динамичности тех процессов, которые происходят в белорусском обществе и, соответственно, в том СМИ, которое по праву позиционирует себя как его телевизионное отражение. Это как ландшафты за окном: они меняются, пока экспресс движется.

Основа любого телевизионного канала — его информационное вещание. Информационная служба «Белсата»  значительно выросла как количественно, так и качественно. То есть, за последние годы весьма динамично увеличивалось количество  сотрудников и объемы  информационных программ. Вокруг основного выпуска, «Объектива», образован информационный блок, включающий в себя чуть менее десятка отдельных передач самых разных жанров. В совокупности информационные программы занимают в общем объеме ежедневного вещания не менее 30%.

Однако, по мере того, как этот информационный блок укреплялся и занимал все более представительное место  в эфире, в медиасообществе возникали вопросы, которые к настоящему времени  требуют разрешения. Прежде всего, информационная картина событий, формируемая «Объективом» и его «спутниками», не свободна от общего недостатка, характерного для  некоторых независимых СМИ: чрезмерной политизации отбора и трактовки фактов. Ньюсмейкером по-прежнему остается власть и противостоящая ей политическая оппозиция, а на всё многообразие и противоречивость белорусских событий накладывается весьма упрощенный трафарет черно-белого видения происходящего вокруг нас.

Если еще пару лет назад сам факт производства телевизионных «альтернативных» теленовостей выглядел явлением выдающимся, то сейчас информационная «начинка» дня, предлагаемая «Белсатом», выглядит обедненной. Особенно в сравнении с явно возросшими возможностями таких СМИ, как Еврорадио, «Свабода», «Наша Нива», TUT.BY или БелаПАН. Нечасто новость, обнародованная каналом,  становится топовой, эксклюзивной. «Белсат»  не является ньюсмейкером, не задает тон в независимых СМИ, и это отмечают авторитетные медиаэксперты. С другой стороны, нельзя не видеть и объективные причины этого: конкуренция в сфере независимых СМИ усилилась, а «Белсат»  по-прежнему работает в условиях жесткого административного прессинга. Следовательно, чтобы быть на пике внимания, требуются намного более значительные усилия.

Череда программ, составляющих информационный блок, отражает возросшие возможности  информационной службы. Но также — и явное отставание содержательной стороны от формальной. То есть, внешнее разнообразие жанров и броскость оформления зачастую заменяют действительно глубокое осмысление тем и их разработку. К сожалению,  зрители «Белсата»  нередко оказываются в положении глотателей глянцевых компьютерных упаковок.  Но это с гораздо большим успехом делают богатые государственные каналы - белорусские и российские. Зачем с ними соревноваться в этом?

Общий вывод, который высказывается сейчас медиаэкспертами: новостной блок развит вполне достаточно. Может быть, в количественном отношении его нужно немного и сократить, при этом обратив внимание на соответствие продукции извечным информационным ценностям: видению событий во всей их противоречивости, а не только лишь через призму политических стереотипов; умению искать и находить эксклюзивные источники информации, глубоко и всесторонне разрабатывать темы публицистических выпусков.

Единственное на «Белсате»  ток-шоу «Форум» также нуждается в модернизации, начало  которой, по всей видимости, положено. И дело не только в том, что появился новый дизайн студии, придавший новые эстетические измерения той среде, где проходят дискуссии. «Форумы» в последние полтора-два года, как правило, строятся не на «записных», явно политизированных, темах. Непосредственными поводами всё чаще становятся проблемы, касающиеся непосредственно каждого гражданина Беларуси: застройка наших городов и их экология, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование и т.п. Конечно, в условиях нашей страны, такие темы приобретают политическое звучание. Однако к этому участники и зрители ток-шоу «Форум» (а вместе с ними — и зрители) приходят только через личный опыт, на основании конкретных фактов, судеб, которые проходят перед их глазами. 

Ощущается потребность в темах острого морально-этического содержания, касающихся каждого, каких бы политических воззрений он ни придерживался. Кстати, именно в этой тематике сейчас все увереннее работают авторы двух основных ток-шоу на государственных белорусских телеканалах: «Форум» на БТ (о «странном» совпадении названий мне уже приходилось упоминать ранее) и «Открытый формат» на ОНТ. Так что  конкурентная ситуация и в жанре ток-шоу также обостряется. В этих условиях авторам «Форума» рекомендуют  более явно и активно проявлять свою позицию, за внешней живостью дискуссии не терять логику и направленность разговора, завершать беседу четкими выводами. 

«Форум», к сожалению, остается единственным на канале ток-шоу, что не может не сказываться на рейтинге всей программы в целом. Конечно, виной всему экономические трудности, но, думается, «Белсату» под силу создать своё молодежное ток-шоу, и в пределах относительно  небольшого бюджета. Кстати, творческие предложения на этот счет имеются, но они уже который год лежат под сукном. 

Аудитория, если к ней прислушиваться, своими предпочтениями подает явные сигналы создателям программ. Важно только их слышать и правильно интерпретировать. Один из таких сигналов — желание видеть на телеканале такую среду, в которой найдется отклик на любой духовный запрос современного белоруса. Нельзя сводить предназначение канала только к актуальной информации. Тем более понимаемой как баррикадная борьба.

«Белсат» с момента своего создания позиционирует себя как средство общения граждан Беларуси между собой и со всем миром. Это — жёсткая альтернатива государственным телевизионным каналам, которые уже который год успешно стирают в сознании собственных граждан само представление о национальной идентичности. Именно поэтому перед единственным белорусским телеканалом стоит сложнейшая задача поиска и укрепления этой идентичности всеми возможными средствами.

«Белсат», как отмечают авторитетные эксперты, должен видеть события в стране и мире глазами белорусов. Уважать европейские ценности, но и определять собственное место в море того безбрежного либерализма, который свойственен сейчас многим институциям в Европе. В то же время — создавать жёсткую альтернативу «государственному» взгляду на собственных граждан исключительно как на потребителей материальных и культурных стоимостей.  

Здесь не обойтись без наличия собственных авторитетов, к которым прислушивалось бы белорусское общество. Четверть века тому назад каждый белорус знал, что он — современник Быкова и Мулявина, Адамовича и Карпенко. Сейчас у нас у всех только один знаменитый современник, и мы все знаем его имя. При этом неважно, как относится к нему каждый из нас. Хотим мы этого или нет, но именно он стал брендом Беларуси. Создание этого бренда - исключительная заслуга БТ. И что, с этим нужно смириться? Кому, как не альтернативному телевизионному каналу, с его способностью раскрывать личность глубоко и ярко, взять на себя миссию создания моральных авторитетов белорусской нации? К сожалению, «Белсат» добровольно и по непонятным причинам отказался от ее исполнения, и произошло это уже несколько лет назад. Закрытие цикла документальных телеочерков «Кто есть кто на Беларуси?» значительно обеднило жанровую палитру телеканала.

Утрачивается потенциал документалистики, способной зримо представить современному белорусу его историю и сегодняшние реальности, его культуру и искусство.

Отсутствуют документальные расследования. Циклы «Рэпартэр» (слово, которого нет в белорусском языке) и «Без рэтушы» явно не заполняют ту нишу, на которую претендуют.

Цикл документальных фильмов «Невядомая Беларусь» заметно блекнет, современная тематика представлена в документальных лентах «Белсата» довольно фрагментарно. Это становится особенно видно на фоне мощного вступления на телепространство Беларуси нового государственного телеканала «Беларусь-3». Миссия телеканала, начавшего вещание в феврале этого года, заявлена следующим образом: «позиционирование культуры как совокупности материальных и интеллектуальных ценностей Республики Беларусь в современной медиасреде». Смею предположить, что такие эволюции на государственном телевидении стали возможными именно вследствие возникновения такого конкурента, как «Белсат». Но именно поэтому «Белсату», как первопроходцу, нельзя уступать здесь пальму первенства. К тому же, у него здесь имеется явное преимущество: «Белсат» может разрабатывать темы, по-прежнему являющиеся запретными для государственных каналов, рассматривающих историческую тематику всё в той же, большевистской  системе координат. 

«Белсату», как отмечают многие, следует искать свой стиль, основывающийся именно на белорусском национальном  восприятия. Но каков он в современной Беларуси? Например, уже не подлежит сомнению, что белорусы стали «городской» нацией: подавляющее число наших граждан живет именно в больших и средних городах. Это влечет за собой кардинальные, поистине тектонические последствия. Традиционные, «почвеннические» представления о ментальности и духовных ценностях  народной  культуры уступают место жестким и  неоднозначным реальностям культуры городской. В которой, между прочим, находится место и воззрениям о «несовременности» белорусского языка, его неспособности отражать всё многообразие сегодняшнего мира.

На такие серьезные вызовы придется отвечать столь же радикальными реформациями.   Насколько значительными они могут быть и не разрушат ли они саму идеологическую платформу «Белсата», изначально позиционирущего себя как носителя белорусской идентичности? Неизвестно.  Но оставаться в плену устаревших стереотипов еще опаснее.      

На возникающие вопросы творческим коллективам и менеджерам «Белсата» приходится искать ответы не в благопристойной атмосфере научных конференций, а в ситуации ежедневного производства телевизионной продукции, оценку которой аудитория даёт мгновенно. К этому, как всегда, добавляются метаморфозы современной коммуникационной  революции, свершающейся на наших глазах. Беларусь, как ни странно, является одной из самых динамично развивающихся стран в этом смысле.

Сейчас традиционные средства доставки контента  в аудиторию уступают место Интернету.  «Белсат» тоже перешел на размещение своих программ в Сети (правда, опоздав с этим года на два). Но Интернет-аудитория — это совсем другие люди, с иными запросами, что требует радикальных преобразований — от тематики до формата и жанровых характеристик телепрограмм. Уместно даже задуматься: а будут ли это вообще телепрограммы в их традиционном виде? 

От того, кто быстрее и правильнее ответит на все эти вопросы, зависит судьба любого информационного проекта. Тем более, такого специфического, как «Белсат». Одно ясно уже теперь: одна лишь «миссия белорусскости» (как бы ни была она привлекательна) не способна обеспечить долговременное и успешное пребывание в медиасреде, космополитичной по самой своей сути.

Не изменяя принципам, эту миссию придется модернизировать. Иного пути просто нет.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: