ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Ба-бах! Или еще раз о воровстве

Вошедший в историю диалог, происходивший не то между Горчаковым и Карамзиным, не то между князьями Барятинским и Гагариным, четко, буквально одним словом, охарактеризовал положение дел в современной героям разговора России. Впрочем, емкое «воруют-с» в ответ на вопрос, что происходит в стране, вполне даже подходит нашему времени. И относится, увы, не только к России.

О воровстве чужого контента мы, кажется, уже писали-переписали. А воз и ныне там... Что, впрочем, означает лишь одно: его нужно толкать и толкать, пока не сдвинется с мертвой точки.

И вот вам новая история о воровстве (или как сейчас принято говорить, рерайте), разворачивавшая в течение одного дня - 9 октября.

Новополоцкий информационный ресурс Ximik.info распространяет информацию о взрыве, произошедшем на крыше Дома культуры нефтяников. ЧП, понятное дело, достаточно громкое (в прямом, и переносном смысле), для того чтобы не остаться не замеченным. Тем более что в результате взрыва пострадал человек.

Журналист Ximik.info Александр Муждабаев, как требует того профессия репортера, встретился с представителем МЧС и взял у него видеокомментарий к информации о взрыве.

Дальше события развивались по уже набившему многим репортерам оскомину сценарию. «Народная газета» слегка переписывает материал, забирает с сайта Ximik.info фотографию искорёженной  трубы и… напрочь «забывает» указать источник новости. Правда, видео с сайта не забирает. Осмелюсь предположить, что их админ просто не достаточно уверенно пользуется интернетом и не знает, как это сделать.

А вот админ ресурса 5min.by о том, как перевесить на свой сайт чужое видео, по всей видимости, осведомлен хорошо. Потому без труда забрал и текст, и видео. Правда, над текстом тоже кто-то немного поработал. Но не узнать его в «гриме» все довольно сложно. А вот об авторе и ресурсе, распространившем информацию, сайт стыдливо умолчал.

В этот же день информация о взрыве на крыше ДК «Нафтан» докатилась и до ленты новостей российского ресурса Mail.ru. Вновь слегка отретушированная, она мало чем отличалась от оригинала. Разве, как и во всех предыдущих случаях в ней отсутствует указание первоисточника и имени автора материала.  Вместо него – таинственная фраза «как сообщил заместитель начальника городского отдела МЧС Владимир Хорошковский». Кому сообщил, при каких обстоятельствах сообщил, в конце концов когда сообщил?

С этим «когда» вопрос особенно интересный. Потому как вывешенный на канале «Химика» в YouTube и выставленный на сайт сюжет был датирован вторником, 9 октября. И рерайтеры с легким сердцем сообщили, что взрыв произошел именно во вторник. Хотя на самом деле, ЧП на крыше случилось в понедельник. И лишь по причине технических сложностей, сюжет на сайте появился за полночь.

На лицо целая череда журналистских «проколов» и нарушений этических и профессиональных стандартов: от пренебрежением работой коллег до фактических ошибок в тексте, придуманных рерайтерами.

Что делать в таких случаях журналисту и редактору "Химика"? Писать письма редакторам этих таких разных СМИ? Можно, но, как показывает практика, ответов на них можно ждать до первого снега и так и не дождаться.

Запрещать редакционными правилами любое полное либо частичное воспроизведение своих текстов? Тоже не выход, ведь большинство наших интернет-СМИ, как проекты некоммерческие, заинтересованы в том, чтобы их цитировали как можно большее количество других медиа. Хоть, нередко, цитирование не означает какое-либо мало-мальски серьезное влияние на увеличение аудитории, а лишь расширяет канал передачи информации за счет появления на других информационных ресурсах.

Остается разве  что размещать на каждом видео свои логотипы, надеясь, что хоть в этом случае никто не станет их затирать (хотя и такие прецеденты – не редкость).

Что же касается гиперссылок на первоисточники, а также имен авторов материалов, то эта  лошадь в белорусском интернете хромает на все четыре ноги.  Хотя, к примеру, больше половины пользователей, принявших участие в опросе на сайте Mediakritika.by, считают, что корректная перепечатка новостей – это когда сайт-реципиент указывает имя автора, название ресурса и прямую гиперссылку на сайт-донор.

Впрочем, это если речь идет о честной игре. Когда же о «воруют-с», то тут, понятное дело, закон жанра совсем другой. Воровской, разумеется…

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: