ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Что в имени тебе моем?

Генерал де Голль часто любил говорить, что политика нужно оценивать не по тому, что он говорит, а по его «задним» мыслям, которые узнать не так-то просто.

Телевизионное вещание – это, конечно, политика, хотим мы этого или нет, и игроками в ней выступают телевизионные каналы.

Сейчас мы поговорим о концепциях телеканалов и о тех хитростях, которые подстерегают нас, усталых зрителей, присевших вечером у телеэкрана.

В советские времена все было просто: дикторы железобетонными голосами зачитывали отчеты о последних решениях ЦК КПСС, сообщения об очередных победах в социалистическом соревновании, об отпоре миролюбивого СССР наглым поджигателям войны пр., и пр. А репортеры и комментаторы почти одинаковыми вопросами расспрашивали различных передовиков производства и живописали коллективизм и взаимовыручку в бригадах коммунистического труда. 

Как это выглядело воочию, хорошо показывает телеканал «Ностальгия» в «Было “Время”» и других прямых цитатах из прошлого.

Высшее партийно-советское руководство считало такую манеру общения с народом единственно верной, а знакомая всем нам аббревиатура «СМИ» тогда писалась: «СМИП», то есть, «Средства массовой информации и пропаганды». Только так.

Поэтому прямое, бескомпромиссное воздействие на сознание зрителя было единственно применяемой тактикой. На Белорусском телевидении около тридцати лет, до самой перестройки, существовала главная редакция пропаганды, и никого это не смущало. Для того времени сие было естественно.

Люди всю эту трескотню как-то терпели, а на самом деле ждали вечерний художественный фильм или концерт (например, ко Дню советской милиции), а также «Клуб кинопутешественников» и «В мире животных».

Сейчас время совсем другое. С тех пор, как количество каналов стало множиться (в свое время этот процесс иронически называли «канализацией»), появилась необходимость придать каждому из них свое «лицо». То есть, некую направленность, главную мысль или, учитывая обширность явления, целое мироощущение, идеологию.

В этом не ничего предосудительного, и не нужно бояться этого слова. Она, идеология, есть и у каждого человека, на самом деле. Понимание себя и мира вокруг, то есть, жизненная позиция. А вот если ее нет, то и человек неясный какой-то, и канал серый, безликий. Другое дело, что одни люди (и каналы) свою идеологию проповедуют открыто, а другие скрывают.

Весь вопрос в том, какого рода мироощущение нам пытаются привить. 

Можно посмотреть концепции основных российских телеканалов. Однако ничего концептуального мы здесь не увидим. На мой взгляд, своеобразие собственного взгляда на мир подменяется перечислением тематики и жанров. Столь же неполны и сведения о некоторых из белорусских телеканалов. Таковы, например, упоминания о каналах Беларусь-ТВ, НТВ-Беларусь и некоторых других. 

 

 

Чтобы иметь представление о том, как на самом деле должна выглядеть концепция телеканала, приведем два примера.

В 2010 году ВГТРК (уточним, это существенно: Всероссийская Государственная телерадиокомпания) вышла на рынок нишевых каналов.   Один из них - «Страна» (в эфире – «Моя планета»). Вот как он декларирует свою идеологию

Тезис «россияне не знают свою страну» не требует доказательств».

«Россия остается труднодоступной для своих граждан».

«Кто-то может сказать: да что интересного можно увидеть в России? Мы отвечаем – намного больше, чем в любой другой стране мира»

 «Где еще столько ярких, интересных людей - признанных и непризнанных – гениев, ученых, музыкантов, чудаков, простых людей с яркими, неповторимыми судьбами?».

«Только в России», «Все лучшее о стране», «Россия THE BEST» - вот идеология канала.

«Телеканал «Страна» выступает как «средство единения нации (выделено не мной - Э.М.), универсальный каркас, скрепляющий разнообразные структурные элементы большой страны».

«Визуальным воплощением этого единого каркаса выступает логотип канала, выполненный в цветах национального флага. Белый, синий и красный элементы переплетены между собой в кольцо, визуально демонстрируя единство большой страны» (выделено не мной - Э.М.)

Думаю, следует уважать за прямоту авторов этой концепции, исключающей, как они пишут, «негативные моменты и проявление дурного вкуса». Конечно, мы можем вспомнить немало негативных моментов из повседневной жизни России. И Чечню, и Болотную площадь, и жуткую коррупцию, и бесчинства милиции (полиции), и беспорядки в Кондопоге - все то, о чем нехотя, сквозь зубы, с умолчаниями, говорят в программе «Время» или «Вестях» той же ВГТРК. Ехидничая, кто-то мог бы и сказать, что создавать средства единения нации и единства большой страны приходится тогда, когда что-то  разваливается или стоит нетвердо. Например, когда межнациональные «разборки» выплескиваются уже под стены Кремля.

Однако здесь, во всяком случае, все ясно. Включая этот канал, мы знаем, для чего. Что объявлено в меню, то и будет. Претензий нет. Эти люди создают СМИП.

Справедливости ради, следует сказать, что свою задачу канал «Моя планета» выполняет не лобовым, таранным образом. Здесь действительно много интересных, порой уникальных материалов о такой многообразной стране, как Россия. Фактически, это канал телепутешествий, преимущественно на российском материале. Но именно поэтому он и не в полной мере соответствует заявленной концепции, составленной, видимо, «для начальства». Тем лучше для нас, зрителей.

В 2011 году сменил свою концепцию телеканал РЕН-ТВ, который всегда отличался уважением к запросам вдумчивого зрителя. Отражением новой концепции стал слоган:  «РЕН-ТВ. Ты с друзьями». Такой ребрендинг стал ответом на усилившуюся конкуренцию, в результате которой РЕН-ТВ на тот момент стал терять свои позиции.

Старый слоган: «Жизнь азартна!» - перестал работать. Отныне целевой аудиторией канала стали зрители от 35-ти до 45 лет, хотя расширенный диапазон остался прежним: все зрители от 25 до 54 лет.  Каналу предстояло найти яркую и значимую жизненную ценность.  Ею стала…дружба.

Как ни странно, говорят менеджеры канала, на «рынке» идей эта ценность оказалась свободной. Социологические исследования показали, что целевой аудиторией РЕН-ТВ дружба воспринимается как важнейшая жизненная ценность. Кто интересуется, может посмотреть.

Это примеры того, когда вещатели открыто декларируют свои намерения и используют возможности телевидения для реализации своих концепций. Но так бывает не всегда. Многие каналы, подтверждая слова де Голля, прячут свои намерения.

Впрочем, поговорим об этом в следующий раз…

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: