ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Глотатели упаковок

В фокусе

Зайдешь в магазин – глаза разбегаются: все так ярко, броско, нарядно. Искусство упаковки и рекламы – на высоте. А откроешь цветастую коробочку – найдешь ложечки две какой-то сомнительной массы или масла с добавками. Принесешь домой пакет продуктов, а распакуешь и достанешь, половина всего объёма покупок – в мусорке. Но зато приятно и глаз радует.

Нечто подобное происходит сейчас и на телевидении. Оно стало очень нарядным. Это понятно: компьютерные технологии. Ярко, броско, динамично, цветисто. Глаз не оторвать. Вот именно: «вырви глаз!».

Но всё чаще ловишь себя на мысли: а зачем все это, какой смысл? Что, например, несет в себе «шапка» «Панорамы»? Все эти пролеты, проезды, фантастические, как в «Аватаре», эволюции и компьютерные метаморфозы? Например, мелкие осколки государственной символики, пролетающие вдоль Дворца Республики, а потом соединяющиеся в квадратик-логотип с крупной единицей в центре? Под скрежещущие аккорды, как железом по стеклу. Это должно означать, очевидно, что процесс национального «единения» - нелегкий и болезненный?

Или какой-то гибрид лотоса с нефтяной вышкой - «шапка» «Наших новостей». Какой во всём этом смысл?

Вот на канале «Евроньюс» «шапка» новостей – со смыслом. Четыре буквы латинского алфавита, обозначающие Север (N), Восток (E), Запад (W) и Юг (S), перекрутившись в координатах компаса, складываются в английское слово NEWS - Новости. Новости со всех концов света. И смысл, и эстетика.

На самом деле, все эти мелькания, перевертыши и эволюции - для поглощения активного внимания телезрителя, которого превращают в собаку: учат реагировать на всё, что движется. Потому что ставка сделана исключительно на форму, а не на содержание. «Упаковка» такого канала, как НТВ (не только компьютерная графика) вообще скопирована с телерекламы. Эта повышенная эмоциональность и драматичность, эта заострённость и крикливость, дикий темп монтажа – все для того, чтобы не остановиться, не задуматься: а для чего мне всё это нужно?

Дети Филиппа Киркорова или скандалы из-за наследства умершего  популярного певца, охотницы за олигархами и великосветские дамы с матом на устах, продюсеры с лицами бандитов и фестивали, по разнузданности не уступающие борделям. «Пожелтев» как самые отъявленные бульварные газеты, многие телеканалы приобрели и соответствующую форму.

С российских каналов давно ушла серьезная телепублицистика, а настоящей театральной и музыкальной культуры там никогда и не было. На белорусских каналах происходит то же самое.

Потеряв  в содержании, программы приобрели яркие одежды, призванные скрыть изъяны. В мелькании и мишуре компьютерных блёсток, регулярных перебивок на рекламу и анонсы (часто – той же самой, идущей сейчас в эфир передачи) не так заметны отсутствие смысла и пренебрежение к зрителю. Поверхностность темы и ее разработки, тщательный отбор «нужных» (а не знающих и компетентных) участников, старательное избегание опасных  поворотов разговора (настоящей дискуссии нет и в помине!), исключение малейших неожиданностей, способных нарушить глянцевый фасад государственной телевизионной публицистики – всё это приходится тщательно скрывать. Зачастую, если отбросить внешнюю мишуру, всё содержание таких, получасовых или 45-минутных передач, можно свести к очень немногому.

Вспомнить хотя бы последние выпуски ток-шоу основных государственных каналов, вышедшие в минувший понедельник, 19 ноября.

- «Курить вредно, надо запрещать (или не надо?)» – Открытый формат, ОНТ. Что и говорить, глубина мысли – бездонная.

Второй случай сложнее. «Роль бренда в нашей жизни» - тема ток-шоу «Форум» на БТ-1 (по странному стечению обстоятельств - «тезка» ток-шоу телеканала "Белсат", но родившийся на несколько лет позже).

Наверное, ничего более актуального для нас сейчас нет. Жонглируя терминами из своей сферы деятельности (ребрендинг, нейминг, креатив и пр.), пиарщики, социологи, культурологи, рекламщики старательно искали проблематику вдали от белорусских реалий. На самом деле, каждому из нас понятно, каков на самом деле настоящий, на весь мир известный «бренд» Беларуси. Но все эти разумные и творческие люди даже пошутить не могут на эту тему, бедные. Ненастоящие, они так и остались по ту сторону экрана, как часть всё тех же компьютерных перевёртышей. 

Манера подачи телевизионных новостей давно приобрела устойчивые формы отработанного ритуала. Речь репортеров замусорена канцелярскими, бюрократическими формулировками, скрывающими отсутствие новостного повода и мало-мальски актуальной информации. При этом текст сюжетов наговаривается в бешеном темпе, что сильно затрудняет понимание (аксиома мировой тележурналистики: не боле ста слов в минуту!). Смысл всех этих, круто закрученных, тирад просто отскакивает от сознания. Но зато на высоте «музыкальность» начитки текстов. Аранжировка современного манипулятивного ТВ сказывается в отработанных модуляциях голосов репортеров. У разных людей разные, эти голоса одинаково «напевают» информационные сюжеты, неизменно заканчивающиеся ритуальным понижением:  имярек такой-то,  АТН.

Это всё - отвлечения, необходимые для того, чтобы преодолеть барьеры осознанного внимания. Они, телевизионщики, все время хотят перескочить через эти барьеры. Фактически, через ящик идет напевание нужных мотивов – убаюкивающих и успокаивающих (все хорошо, прекрасная маркиза).

А массовая аудитория, вынужденная всё это лицезреть, употребляет упаковки вместо полезных продуктов: достоверных фактов и оригинальных мыслей.

Мы сейчас не ищем ответ на вопрос, почему это происходит, и так ясно. Например, НТВ понадобилось два разгрома, пока оно, НТВ, не приобрело те черты «лица», которые сейчас имеет. В Беларуси такие же разгромы произошли гораздо раньше, еще в середине 90-х годов.

Но если мы увидим в этом явлении лишь политический смысл, то ошибемся. Дело в том, что самому языку ТВ присуща эта гипертрофированная роль формы, ритма,  гипнотическое воздействие, о чём мы говорили в прошлый раз. 

И проявиться это может в любой стране и в любое время. Как-то исследования Шведской вещательной корпорации показали, что после просмотра 7-минутного ролика теленовостей более половины зрителей исказили или вообще не смогли вспомнить все сюжеты информационного выпуска. Подобные исследования со схожими результатами есть и у американцев.

Но если честные коммуникаторы относятся к этому как к неизбежному злу, то мастера государственного пиара с удовольствием развивают именно эту, внешнюю и гипнотическую сторону ТВ. Это их очень даже устраивает.

Чтобы противостоять такой напасти, корпорации общественного телерадиовещания, которое действует в демократических странах уже несколько десятилетий, в первую очередь посадили на цепь рекламу. Ее жестко ограничивают по количеству и фильтруют по качеству. Японская общественная телерадиокорпорация Эн-Эйч-Кей вообще обходится без нее. И это правильно. Ведь именно мантрическая природа рекламных роликов, навязчивое и многократное повторение одних и тех же заклинаний прежде всего и создают гипнотический эффект. 

В новостной тележурналистике давно выработано непреложное правило, принцип: всякую новую информацию нужно подавать через человека, через его горести и радости, через его судьбу. Это создает эмоциональный подтекст новости, который забыть невозможно. Мировая журналистика всё время рассказывает «story», которые являются самой древней и самой естественной формой повествования. Но какую историю человеческой судьбы расскажут нам государственные телевизионщики? Тема у них всегда одна и та же: «Было плохо, но президент заметил, и тут же всё стало хорошо».

Кроме того, эмоциональный рисунок выпуска новостей складывается из такого компонента, как личность ведущего. Его внешности, его манер, непосредственных реакций. Это убеждает порой лучше, чем любые слова. Вообще, все слова имеют на ТВ подчинённое положение. А какие индивидуальные черты мы можем опознать у большинства ведущих наших, белорусских телеканалов, если все они одинаковыми голосами и словами  несут одно и то же?

Присутствие настоящего, а не придуманного белорусского гражданина на нашем экране – чрезвычайная редкость.

Конечно, ТВ не так интерактивно, как Интернет. Но и здесь есть свои возможности приблизиться к человеку. Например, онлайн-опросы, дающие к концу программы рейтинги тех или иных участников. Ещё – включение самой аудитории в контекст передачи. Не только приглашение в студию многих интересных и разумных людей, но и предоставление им возможности высказывать  свои настоящие мысли и чувства.  В таком жанре, как ток-шоу, самое интересное – это непосредственная реакция на чьё-то высказывание, живая, естественная дискуссия, непредвиденные ситуации. Но этого нет, потому что породило бы разного рода неожиданности. А вот этого как раз и не надо нашему ТВ. 

В большинстве ток-шоу присутствующим в студии людям отведена роль массовки, которая изображает фон для основных участников, тщательно отобранных. Эта массовка может лишь аплодировать по указке ассистентов режиссера. В некоторых программах массовку вообще «затемняют», и это просто оскорбительно как для зрителя, так и для тех людей, которых пригласили в студию, а потом погрузили во тьму.

Это всё признаки телевидения, стремящегося манипулировать нами, но при этом казаться честным и демократическим.

Однако такие манипуляторы забывают, что телевидение всегда говорит правду. Даже когда оно вынуждено лгать.

Потому, что на экране видно всё. И всем.   

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: