ОБ АВТОРЕ

 

Родился и студенческие годы провел в Минске.

Окончил ЕГУ в Вильнюсе. Магистр политических наук.

Фрилансер. Живет и работает в Вильнюсе.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО АВТОРА

Вы здесь

Попались в сети

Насколько очевидным является процесс взаимного влияния социальных сетей и СМИ для обычного потребителя информации? Не являются ли СМИ и социальные сети объектами управления со стороны какой-либо мощной технологии? Пользуясь социальными сетями довольно часто, нет-нет да и задумываюсь, кто же та рыбка, которая попалась в них?

На первый взгляд, каждый пользователь социальных сетей может привести множество примеров, когда острый и интересный материал в СМИ становился объектом многочисленных ссылок на него в социальных сетях и, порой, вызывал не менее острую дискуссию. Однако на вопрос, какие материалы имеет больше шансов быть замеченными и вызывают наиболее бурную реакцию в социальных сетях, очевидного ответа не получить. Еще менее очевидным, на первый взгляд, кажется влияние социальных сетей на СМИ. Созданные с целью  поддержания отношений со знакомыми, друзьями, коллегами, они первоначально совершенно не претендовали на роль  «коллективного агитатора» и некоего мобилизирующего инструмента. 

Вместе с тем, со временем социальные сети стали выполнять функцию не только агрегатора, но и распространителя новостей, становясь теми самыми первоисточниками для традиционных медиа. За примерами далеко ходить не нужно. Так телеканал «Беларусь-1» в сюжете «Ревизор. Новое издание» обращается к форуму на сайте «Белорусский партизан», цитируя комментарии пользователей и тем самым подбирая, как им кажется, «железобетонную» аргументацию под посыл автора сюжета. В ответ, редактор сайта Павел Шеремет справедливо отмечает: «Значит, следят и внимательно читают, перечитывают». 

Но если БТ использовало материалы открытого форума, то  Александр Зимовский в статье «А.Г.Лукашенко и педики-медведики» использует скриншот страницы в Facebook, на основании которого автор делает свой анализ «увлекательной дискуссии между бойцами идеологического фронта с ОНТ и БТ на тему «идеальный диктатор». 

Еще дальше пошел тот же сайт «Белорусский партизан», который в статье от «Из чекистов - в фотографы» рассказывает о частной жизни конкретного человека, используя опять же скриншоты и «отрывок из откровений в социальных сетях»  Антона Шабуневича из Молодечно. Показательно, что конкретный автор статьи в этом случае указан не был.  

Кажется, никто из «пользователей» социальных сетей в своих сугубо профессиональных журналистских целях, кажется, не задумывается, что если эти аккаунты с именами и фотографиями принадлежат совершенно не тем людям, за которых они себя выдают? Где гарантия, что кто-то другой не пишет от их имени? Существуют же в Facebook странички памяти Виктора Гончара или Виталия Силицкого? Почему не могут существовать другие? Это уже не говоря о правомерности и этичности использования материалов из социальных сетей без согласия их владельцев.   

Впрочем, отказаться от использования социальных медиа СМИ уже вряд ли смогут. Ведь современные журналисты, и белорусские здесь не исключение, давно осознали все плюсы использования коллективного разума . Многие СМИ используют в качестве инкубатора идей систему блогов, журналисты изучают "общественное мнение" и "откатывают" идеи текстов - в собственных аккаунтах, закидывая удочки в безбрежное море социальных сетей. Да так успешно закидывая, што разобраться, кто в них ловец, а кто - добыча, похоже, будет не просто...

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: