ОБ АВТОРЕ

Родился 1 марта 1951 года в г. Бобруйске Могилевской обл., Беларусь.

В 1972 г. окончил Белгосуниверситет по специальности «журналистика». В 1972–1986 гг. – младший редактор, редактор, старший редактор, комментатор, заместитель главного директора программ Белорусского телевидения. В 1986–1991г.г. – доцент кафедры журналистики Института политологии и социального управления.

В 1991–1992гг. - руководитель коммерческих видеопроизводящих организаций. В 1992–1994 гг. - главный редактор общественно-политических программ Белорусского телевидения, заместитель председателя Госкомитета РБ по телевидению и радиовещанию.

В 1994 году был ведущим телевизионных дебатов действующего премьер-министра Кебича и кандидата в президенты Лукашенко.

В 1995–1999 г.г.- руководитель пресс-службы Исполнительного секретариата СНГ.

В 1999–2000гг.- генеральный директор ЗАО «Белорусская деловая газета».

С 2000 – зам. председателя, член правления, член Совета ОО "Белорусская ассоциация журналистов".

Осенью 2004 года был избран действительным членом Евразийской Академии телевидения и радио (Москва).

С 2005 года –  профессор Европейского Гуманитарного университета (специализация - «Массовые коммуникации и журналистика»).

С 2008 года – автор и ведущий еженедельных ток-шоу «Форум» телеканала БЕЛСАТ, продюсер документальных телепрограмм и фильмов.

Вы здесь

Скажи мне, что ты смотришь…

В одном старом романе встретилась мне забавная сценка. В приличном доме, на званом обеде, в присутствии дам зашла речь о пороках человеческих. Естественно, и о публичных домах, или о «домах терпимости» (никогда в таком контексте не понимал этого слова, которое сейчас заменяют иноязычным «толерантность»).

Так вот, все присутствующие отцы семейств, респектабельные господа, в один голос заявили, что слыхом не слыхивали, что творится в этих «вертепах разврата». Однако когда джентльмены перешли в курительную, в доверительном мужском разговоре выяснилось, что каждый присутствующий не только бывает «там» регулярно, но и хорошо знает обитательниц «веселых домов» по их привычкам, особенностям и прочим пикантным подробностям.

Нечто подобное происходит в наших отношениях с государственным белорусским телевидением.  Смотреть БТ (при этом не делается различия, какой именно это канал — БТ-1 ли, БТ-2, ОНТ или СТВ)? «Фи, это же так пошло! Что там увидишь, кроме фальсифицированных новостей в «Пилораме», «Детей лжи», прокоповых, новиковых и, разумеется, Этого....

В приличный дом таких «гостей» не впускают.

Однако по мере развития беседы выясняется, что и вот это недавно видели, и вчера чертыхались, наблюдая, и на прошлой неделе, помните...?

Всезнающая социология подсказывает нам, что больше половины из нас (конкретно — 56 процентов) сразу же включают телевизор, придя домой с работы. Мы его включаем, и тут же... идем на кухню. Готовим ужин, разговариваем с супругом, с детьми.

А он, ящик, верещит на разные голоса и создает фон. Так вот, этот «фон» - тоже очень хитрая штука, он на нас воздействует, но исподволь. Впрочем, мы еще об этом поговорим.

И только после всех дел к телевизору присаживаются около четверти из нас. Преимущественно женщины, между прочим. Остальные члены семей, очевидно, так же, «фоновым» образом, продолжают воспринимать содержание государственных белорусских телепрограмм.

То есть, смотрим все-таки. А куда денешься? В этой стране живем, а телевидение этой страны — такой же атрибут нашей жизни, как и работа, магазины, цены, политика, улицы, площади... Иное дело, с какими чувствами смотрим, как оцениваем.

Поэтому, если хотим быть честными и непредвзятыми, смотреть будем. Но вместе с тем и анализировать, и думать, и давать оценки.

Когда вот так, брезгливо и морщась, мы отказываемся от общения с «этими», мы оказываемся в положении того желчного одессита, который «назло кондуктору взял билет и пошел пешком». Потому что за это ТВ мы платим из наших налогов, и нам не все равно, что нам за наши деньги показывают.

Кроме того, мы вполне способны создать такое поле воздействия общественного мнения, что «это» ТВ не сможет его игнорировать. Благо, Интернет-технологии это позволяют. Нужно только захотеть и добиваться.

Кто-то спросит: не идеализм ли это? Думаю, не больший, чем желать свободных выборов, призывать к акциям протеста и бороться за доступ граждан к информации, чем уже 17 лет занимаются политические партии, Белорусская ассоциация журналистов и другие общественные организации.

То есть, будем смотреть, обсуждать, выносить общественный приговор. Пусть чешутся.

Нам навязали модель ТВ, государственного по содержанию и коммерческого по форме (и такому же безмозглому содержанию).Однако, находясь у телевизора, человек не остается пассивным потребителем, а активно действует пультом дистанционного управления.

Как только возникает опостылевшая реклама или передача не нравится, он мгновенно перебрасывается на другие каналы и редко возвращается к тому, с чего начал. Делая это довольно часто, он формирует свою индивидуальную программу, состоящую из кусочков фильмов, новостей, обрывков ток-шоу, викторин, концертов, рекламы. Калейдоскоп у каждого свой, хотя найти какие-то общие черты в этой окрошке можно. Конечно, это совсем  не то, на что рассчитывали создатели телепрограмм – сценаристы и режиссеры, хитроумные рекламщики и продюсеры, для которых рейтинг стал богом их профессии.

Явление приобрело уже и собственное название – «заппинг» (от английского «zup» - «бац-бац», или «застрелить, укокошить»). Заппингом занимается более половины телеаудитории. Зритель с нарастающим раздражением «прощелкивает» по два-три канала сразу, стремясь избавиться от осточертевших подгузников и прокладок.

Своей цели он все же добивается: нахальное телевидение, напичканное фальсифицированными новостями, дешевой попсой, безмозглыми боевиками, крикливой рекламой, - «укокошено». Но взамен телезритель приобретает  состояние, которое, по утверждениям психологов и психиатров, близко к клиническому диагнозу «мозаичная психопатия».

С тех пор, как количество каналов стало множиться (в свое время этот процесс иронически назвали «канализацией»), зритель с помощью дистанционного управления сам верстает свою собственную программу, сотканную из отдельных новостных сюжетов, фрагментов фильмов, обрывков рекламы и пр.

Можем констатировать: сейчас отношения телевидения и его аудитории напоминают военные действия, ведущиеся с переменным успехом. Нормально ли это? Наверно, нет.

В марте этого года один из крупнейших кабельных операторов «Космос-ТВ» провел собственное социологическое исследование, результаты которого дают совершенно точную картину предпочтений нашего зрителя.

Так вот, «Беларусь-1» занимает в рейтинге зрительских симпатий… 70-е место из имеющихся 87-ми каналов. НТВ-Беларусь – 37-е место, СТВ – 49-е, ОНТ – 53-е, РТР-Беларусь – 60-е. Среди аутсайдеров также канал СНГ «Мир», канал союзного государства Беларуси и России «ТРО» и православный «Союз».

А кто же среди лидеров? Disсovery Channel, Euronews, Disсovery World і National Geographic Channel. Всё «иностранцы». Кроме этого в пятерку наиболее популярных входят  Discovery Science, киноканалы  Cinema, «Кинохит», «Премьера», а также…  8-й канал.

Симптоматичная «картинка». Она говорит о многом. Прежде всего, о том, что зритель кабельных сетей – это вдумчивый, ищущий зритель, стремящийся найти общение там, где к нему относятся как к партнеру, где достаточно пищи для ума и чувств, где уважают человеческое достоинство и рассказывают о мире обстоятельно и интересно. Кроме того, он тянется и к фильмам хорошего качества, о чем говорит высокий рейтинг довольно скромного (по сравнению с государственными монстрами) 8-го канала.

И он чурается (наверное, не без оснований) тех каналов, откуда разит государственной (межгосударственной) идеологией и где наше славное советское прошлое представляют как не менее светлое наше будущее.

От этого зритель уходит, и в основном, далеко за пределы нашей родины. Он, зритель, фактически эмигрирует из своей страны и давно живет настоящими ценностями. Правда, пока что виртуальными.

Однако такие выводы будут неточными (если вообще верными), когда мы учтем, что приведенные выше замеры рейтингов проходили только среди зарегистрированных абонентов кабельной сети «Космос ТВ». Это ведь далеко не весь наш, белорусский зритель.

Эфирно-кабельное  вещание «Космос-ТВ» охватывает только Минск, да и то далеко не полностью. В столице действуют еще и государственные МТИС – Минские телевизионные кабельные сети, по степени охвата равные «Космос-ТВ» и транслирующие пакет программ (в несколько другой конфигурации), также включающий названные выше лучшие зарубежные каналы.

Можно предположить (МТИС своих исследований не публикует), что и в этой кабельной сети жители столицы имеют сходные предпочтения. В других крупных городах – свои кабельные операторы, которым Министерство информации навязывает «пакеты», включающие все государственные общенациональные каналы плюс местный. Включается и дозированная часть международных рейтинговых каналов.

«Неохваченный» кабелем зритель, проживающий в маленьких городках и поселках, вынужден принимать только государственное белорусское телевидение. Но те, кому уж совсем невмоготу, привинчивают тарелки и смотрят весь мир. Очень популярны, например, украинские каналы.

Уверенно набирает свою аудиторию польский телеканал  БЕЛСАТ, созданный в 2007 году специально для белорусского зрителя, хотя принимать его можно по всей Европе. Сейчас аудитория этого канала составляет до полутора миллионов человек регулярной аудитории и около трех миллионов тех, кто смотрит БЕЛСАТ периодически. Таковых, «самостоятельных» зрителей становится все больше и больше. Уже не первый год наша страна переживает «тарелочный» бум, свидетельствующий о пассивном сопротивлении массовой аудитории прессингу государственных телевещателей и стремлении искать пищу духовную по собственному выбору.

Если еще несколько лет назад приемные устройства непосредственного спутникового вещания были атрибутом многоквартирных городских домов, то теперь и вся сельская Беларусь смотрит в небо.  

Государство этим обеспокоено, о чем свидетельствуют периодические угрозы снять «тарелки», портящие, видите ли, фасады домов.

Все это – прекрасные средства от «мозаичной психопатии», о которой мы упоминали. 

Сейчас становится все более ясно: период мозаичного замешательства был просто варварским периодом многоканального вещания. Зритель все чаще просто уходит от общения с теми, кто ему неприятен. Конечно, если он имеет такую возможность. 

Правда, при этом он становится телевизионным эмигрантом.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: