ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

TUT.BY: между интересами бизнеса и аудитории

Основатель и главный редактор крупнейшего и популярнейшего белорусского портала рассказали “Медиакритике” о том, как делят сферы ответственности, ведут бизнес и удовлетворяют любопытство широкой аудитории.

Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Закладывая основы TUT.BY, вы наверняка строили долгосрочные планы и имели в голове некий портал-мечту? По прошествии стольких лет, сравнивая мечту с реальностью, можете оценить, чего удалось достичь, а что так и осталось мечтой? И чувствуете ли вы себя лично тем самым генералом? Или все еще впереди?

Юрий Зиссер (Ю.З.), основатель TUT.BY: - После стажировок в США в 2000 году, в эпоху первого интернет-бума, у меня появилась мечта создать успешный бизнес в белорусском интернете. В то время примером для всеобщего восхищения и подражания в мире был портал Yahoo!. Именно с него и взяли пример. Конечно, с тех пор прошло 12 лет, в интернете появились новые «звезды», но и сегодня этот портал по-прежнему входит в число мировых лидеров по посещаемости и выручке. Мы же, наверное, сделали меньше ошибок, чем Yahoo!, поэтому нам на протяжении 11 лет удается сохранять лидирующее положение в Байнете.

Многие воспринимают  TUT.BY, в первую очередь, как бизнес одного человека. Отсюда, мол, и редакционная политика портала, то, что можно, одновременно, назвать сбалансированностью и осторожностью. Что вы можете на это ответить? Вам и правда приходится каждый день балансировать и идти на компромиссы с властью? Или это оценки завистников?

Ю.З. : - Заблуждение насчет «одного человека» сформировалось потому, что журналисты предпочитают всегда брать интервью лично у меня, отвергая мои настойчивые предложения проинтервьюировать 150 моих талантливых и компетентных коллег и совладельцев, которые незаслуженно остаются в тени. Внешнему наблюдателю кажется, что на портале работает один Зиссер. Причем точка зрения на меня зависит от рода занятий и интересов того, кто это мнение выражает.

Журналисты думают, что я определяю редакционную политику, сижу целыми днями и командую, какую новость ставить, а какую – нет, как в известном анекдоте кое-кто командует перебором «бульбы» по  телефону. Пользователи почты думают, что читаю их почту (мне свою успеть прочитать хотя бы до двух часов ночи!), а пользователи форумов – что модерирую форумы. На самом деле я все годы до ухода с должности гендиректора проводил в переговорках на совещаниях и встречах с партнерами-поставщиками сервисов и контента, вечер – в почте. И лишь ночью заглядывал на собственный портал, да и то не каждый день получалось.

Марина Золотова (М.З.), главный редактор TUT.BY: - Насчет редакционной политики, «компромиссов» и «балансирования». Я помню, наш корреспондент написала статью о приключениях активистов Femen в Беларуси. Она  обратила внимание на ряд нестыковок в рассказе девушек. На форуме под материалом тут же появились вопросы: «Я не понял – TUT.BY за кого?». Да ни за кого! И за всех вместе! Наша задача - информировать людей о том, что происходит в стране и мире, а не принимать чью-либо сторону. У нас всегда представлены разные точки зрения. Где еще в Байнете это есть? На Хартии, на сайте «Советской Белоруссии»?  За этот плюрализм нас и уважают. И бьют тоже за него. Ведь после известных событий декабря 2010 года общество заметно поляризовалось. Вспоминается грустный советский анекдот про «красных» и «белых». То есть, если ты поддерживаешь одну сторону, тебя клеймит позором другая, если другой, то - первая. А если ты не относишься ни к одному из лагерей, камни летят со всех сторон. Видимо, именно это происходит нередко и в нашем случае. Мы не меряем мир и события понятиями «плохое» и «хорошее», «наши» и «враги». Нам важно донести информацию. При необходимости – интерпретировать ее. Но мы никогда не станем давать оценки и делать выводы за наших читателей. Это их право – они отлично с этим справляются на форумах.

«Балансирование» и «компромиссы» – я бы не стала употреблять эти слова. Ответственность. Перед читателями, перед законом, перед коллегами. Мы трепетно относимся к своей репутации и никогда не станем давать непроверенную информацию. 

Если  продолжать тему «разговоров за спиной» TUT.BY, то нередко приходится слышать от коллег-журналистов, что портал по сути является агрегатором новостей и «пасется» на других ресурсах. Развитие сервиса новостей вашего региона на главной странице портала, только усилило такие «оценки». Расскажите, чем вы руководствовались, когда запустили этот сервис? И как договаривались с редакциями региональных ресурсов о перевешивании информации?

М.З.: - Жаль, что коллеги-журналисты не следят за коллегами-журналистами. Иначе, они бы заметили, что на TUT.BY давно уже появились собственные материалы, и их становится все больше. Наверное, неуместно прибегать к цифрам и процентам, но могу сказать, что больше половины из топ-50 материалов недели, как правило, занимают материалы нашего собственного авторства.

Кроме того, более двух лет назад у нас появилось интернет-телевидение, которое производит оригинальный контент. Много материалов нам помогают создавать наши пользователи, оперативно передавая нам какую-то важную информацию. За это им огромное спасибо. В день у нас выходит 20-30 собственных материалов при достаточно небольшом штате журналистов. И не раз именно TUT.BY становится источником информации для других СМИ, как было в случае с Бакиевым или с ЧП в Новогрудском районе.

Журналисты других СМИ пишут заметки, слушая трансляции, которые мы ведем из Национального пресс-центра и других мест, или делают статьи на основании интервью на TUT.BY-ТВ.

Да, при этом большая часть материалов, публикуемых на портале, –  сообщения информагентств или других СМИ, с которыми у нас сложились партнерские отношения. Это касается как белорусских, так и мировых медиа. Но это нормальная практика. И все без исключения в мире ей пользуются – даже те, кто нас называет агрегатором. С другой стороны, соглашусь с Виктором Мартиновичем, который когда-то заметил, что оригинального контента становится все меньше. Ловлю себя на мысли, что наши онлайн-медиа больше озабочены тем, чтобы облечь в удобную им с идеологической точки зрения форму уже имеющуюся информацию, а не поиском эксклюзива.

С региональными новостями, можно сказать, мы еще в самом начале пути. Налаживаем контакты, договариваемся. Нередко выходят и наши оригинальные материалы. Опять-таки часто благодаря нашим пользователям.  

В своих интервью вы нередко подчеркивали, что стараетесь отражать на портале весь спектр существующих в обществе мнений, а есть ли такие темы, которые TUT.BY и его журналисты никогда не будут затрагивать? Своеобразный «черный список», внутренний циркуляр….

М. З.: - Мы не слишком чтим «звезд эстрады». В смысле, писать о них нам не очень нравится. А еще мы каждый год втайне надеемся (уже не втайне), что люди перестанут интересоваться «Евровидением». Мы бы никогда не стали искать фотографии чиновников или тех же самых «звезд» в соцсетях, чтобы потом на основании этих фото написать изобличительный материал.  Но в целом, конечно, мы не можем игнорировать интересы пользователей и должны писать о том, что им интересно, что важно для них. Мы видим статистику просмотров материалов и знаем, что будет интересно читателям, а что – нет. Я понимаю, к чему вопрос. Боюсь вас разочаровать, но политика занимает людей гораздо меньше, чем перенос выходных на воскресенье и «Евровидение». Это не радует. Но это факт. Новость о том, что послы ЕС покидают Беларусь, заняла лишь 9-е место в рейтинге материалов за последний месяц.

Как редакция TUT.BY проверяет «качество» агрегированных новостей? Есть ли у вас список ресурсов, с которых не станете брать информацию ни при каких условиях?

М.З.: - Это серьезная работа. Анализируется информация из разных источников. Редактор всегда знает их сильные и слабые стороны или, скажем, их пунктики. Важно за источником видеть первоисточник. Случаются, конечно, и проколы. Тогда ньюсмейкеры звонят нам, и мы реагируем на их замечания – проверяем, уточняем информацию. Мы не сотрудничаем с ресурсами, которые не готовы нести ответственность за распространяемую информацию. Собственно, осознание того, что лучше отвечать за информацию самим, и необходимость быть уверенными в достоверности информации стала одним из поводов к расширению редакции и появлению большего числа собственных материалов.

TUT.BY сегодня – один из ведущих игроков на медиарынке страны. Как вам кажется, в каком направлении развиваются белорусские интернет-медиа, если, конечно, вы видите это развитие?

М.З.: - Я уже немного говорила об этом. Это можно назвать эмоциональным направлением. Можно – пропагандистским. И это огорчает. К счастью, далеко не все выбирают этот путь. Есть довольно много региональных ресурсов, у которых стоило бы поучиться «монстрам». Это касается выбора и работы с темой, отношений с аудиторией. Интернет дает нам прекрасную возможность живо реагировать на запросы читателей, на их сообщения, на их настроения. И будет большой ошибкой не воспользоваться этой возможностью.

Если говорить о качестве журналистского продукта в Интернете, на ваш взгляд, в чем проблемы современной белорусской онлайн-журналистики? И каким образом их, по вашему мнению, можно было бы разрешить?

М.З.: - Я говорила об этом выше. Но есть еще один момент. Технологический. Смотрите, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сидит днями и ночами в twitter’е. Он мгновенно осваивает новые технологии и применяет их на практике. И это на пользу. Это новая аудитория – весьма активная – и новые источники информации. А у нас? Аксакалы боятся twitter’а. А бывает – и интернета, и компьютера даже. А здесь надо быть очень подвижным, активным, оперативно реагировать на новые вызовы. Иначе потеряешь аудиторию.

Говоря о свободе СМИ и свободе слова в белорусском сегменте сети Интернет, эксперты нередко отмечают ухудшение ситуации, попытки власти ввести систему интернет-фильтрации, уголовное преследование за записи в блогах. Какой точки зрения придерживаетесь вы, Юрий? Свободы в Интернете стало меньше, больше или свободы достаточно, было бы умение ею пользоваться?

Ю.З.: - Указ №60 действительно наделал переполох и посеял панику, которая в конечном итоге оказалась необоснованной. А поднятая на некоторых наших сайтах и распространившаяся по всему миру в начале года истерия по поводу якобы запрета белорусам посещать зарубежные сайты под страхом штрафа в 125 долларов нанесла стране в целом и особенно частному сектору многомиллионодолларовый ущерб. 3-го января 2012г., в день появления этих публикаций на Западе, руководители десятков белорусских компаний-экспортеров программного обеспечения получили звонки от всех своих акционеров и клиентов, которые в панике и отчаянии спрашивали, как дальше работать. Некоторые заказчики отказались от размещения заказов или решили выждать.

Причем ущерб нанесен преобладающим в Парке высоких технологий частным ИТ-компаниям. Пресловутый режим вообще не пострадал, а экономика Беларуси сделала шаг в сторону изоляции. В подобных ситуациях в головах журналистов и политиков должны включаться мозги, прежде чем высказать то, что может нанести ущерб экономике и репутации страны. А тем более в тех случаях, когда это неправда.

Рад, что юрист БАЖ Андрей Бастунец не поддался всеобщей вакханалии и дал взвешенную объективную оценку указу и вытекающим из него постановлениям. На самом деле с точки зрения свободы слова после принятия указа мало что изменилось. Запрет оппозиционных сайтов для госслужащих с рабочего места не слишком существенен ввиду полного доступа к ним из дома и мобильных телефонов. Запрет лишь подстегнул рост домашних подключений. О неэффективности фильтрации много раз говорено. Интернет в Беларуси по-прежнему является свободной средой, в которой можно встретить любые мнения. Конечно, это не всем нравится.

Но власть отлично понимает, что если припугнуть легально работающие белорусские сайты, ввести лицензирование или фильтрацию – пользователи тут же перетекут в российский интернет и социальные сети, откуда их потом не выманишь, и вынуждены мириться со значительной (по сравнению с прессой или ТВ) толикой свободы слова в Байнете. Государство понимает, что это лучше, чем вообще проиграть битву за национальный интернет.

В своих интервью вы не раз затрагивали проблему ограниченности рекламного рынка в Беларуси. Кризис как-то повлиял на возможность заработка с рекламы в Интернете? И вообще, на ваш взгляд, возможно ли небольшим информационным ресурсам зарабатывать «на жизнь», а не только на хостинг в Интернете?

Ю.З.: - Рекламный рынок – зеркало конкуренции. Но в нашей экономике 70% госсектора, конкуренции почти нет – следовательно, и рекламы нет. Если брать интернет-рекламу, то в России она в расчете на душу населения более чем в 10 раз выше нашей. А про абсолютные цифры умолчу – не травите душу! Поэтому зарабатывать в Байнете можно лишь в сфере электронной коммерции, отчасти – поисковой и контекстной рекламы, но не на характерной для информационных ресурсов медийной рекламе. Думаю, у чисто информационных ресурсов сегодня шансов быть прибыльными мало. Трудности касаются не только интернета, но и классических СМИ, где вступает в силу еще и дороговизна издания и распространения, а также государственные ограничения на содержание публикаций. Причем даже не политика: не дай бог на обложку попадет что-то выше локтя или колена. После просмотра запрещенных нашими контролирующими органами рекламных макетов невольно складывается мнение, что там у них работают сплошь пенсионеры. Или они размножаются каким-нибудь альтернативным способом. А когда пропускают сексуальные мотивы, то потом достаточно паре бабушек пожаловаться и написать возмущенные письма – и тут же запрещают! У нас довольно пуританская страна. Помню, главный редактор «Салiдарнасцi» Александр Старикевич а передаче «Белорусский эрос: крылатый или бескрылый?» в эфире TUT.BY-TB как-то признался, что всю жизнь мечтал выпускать белорусский Playboy. Но в нашей стране при нашей экономике и нашем пуританском контроле это не окупится никогда.

Если бы сегодня вы не были владельцем TUT.BY, но захотели бы начать свой медиабизнес в Интернете, с чего бы начали? Какая ниша вам кажется свободной и благодатной?

Ю.З.: - Если именно медиабизнес, то в Беларуси для него абсолютно неблагоприятное время. Я бы его и не начинал при неконкурентной экономике, а на ближайшие годы это так. Если же речь о других странах, я бы посмотрел на страны с низким уровнем проникновения интернета и большим населением. Скажем, Африку или некоторые азиатские страны.

В последние годы TUT.BY активно развивает мультимедиа, собственное интернет-телевидение. Чем это продиктовано?

М.З.: - Мы верим, что за этим будущее. Ведь это интерактивное телевидение. То есть зритель – не пассивный, а активный участник процесса. Он наравне с гостями студии может участвовать в обсуждении темы. Он может быть автором сюжетов. Интернет-телевидение демократичнее традиционного в плане формы. Здесь не предъявляются такие высокие требования к качеству картинки. Важна именно вовлеченность.

Ю.З.: - С другой стороны, мы пока ищем модель его окупаемости. Цифры просмотров пока ничтожны по сравнению с эфирным телевидением и значительно уступают нашим же текстовым новостям. Ну не привыкли пока люди смотреть телевидение на компьютере, придется приучать. Но пока мы особо не переживаем.

Во-первых, TUT.BY-TB дает много эксклюзивных материалов – и в видеоформате, и в виде фонограмм, и в виде текстов. 

Во-вторых, мы полагаем, что его существование частично окупается косвенно, за счет роста нашей репутации, поскольку стало заметным явлением и привлекает внимание пользователей и рекламодателей.

В-третьих, ни Facebook, ни ВКонтакте, многие другие крупные сайты тоже вначале не знали, каким образом они будут окупаться и когда. Мировой опыт развития интернет-проектов показал, что если интерес пользователей и порожденный им трафик растут, рано или поздно за ними приходят деньги.

Чем продиктовано ваше решение давать интервью журналистам в письменном виде? Недоверие к их профессионализму или перестраховка? И как, в таком случае, вы рекомендуете брать интервью журналистам TUT.BY?

Ю.З.:- Раньше я давал интервью и устные, и письменные, но постепенно заметил, что пишу намного лучше, чем говорю, письменные выходят удачнее. Кроме того, я могу оговориться, и получится или смешно, или неправда. Ну а журналисты TUT.BY берут интервью обычно только устно в студии, потом наш сотрудник спечатывает фонограмму. Конечно, текст вычитывает корректор, а иногда и источник интервью. Однако нередко я при чтении портала, уже после всех корректур, нахожу изъяны в наших стенограммах: где-то снимающие стенограмму недослышали (особенно имена собственные), где-то в ходе неизбежных сокращений с водой выплеснули ребенка и изменился смысл, где-то изменяющая смысл опечатка. Но это обычный брак, который при массовом скором производстве неизбежен. У других бывает и похуже.

Например, зимой в «БелГазете» мы с Мариной столкнулись с тем, что уже после интервью был переписан вопрос! Но ведь на другие вопросы были бы другие ответы. Не говоря уже о том, что добавили уже после утверждения нами текста, что я якобы от них скрывался, с этим текст и появился.

А сколько раз в моих телевизионных интервью из-за редактуры моя позиция выходила с точностью до наоборот! Поэтому для себя предпочитаю письменную форму. А в технологию работы наших журналистов не вдаюсь, у них есть начальник.

Наша справка

Юрий Зиссер. Родился в 1960 г. Закончил Северо-Западный политехнический институт, г. Санкт-Петербург, по специальности «Электронные вычислительные машины». Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 год. Работал на ряде промышленных предприятий и в науке. С 1992 года —   владелец УП «Надежные программы», ЧП "Релсофт" и совладелец ряда других интернет-компаний различной специализации. Председатель общего собрания участников ООО «Тут Бай Медиа» (TUT.BY). Заместитель председателя Ассоциации «Белинфоком», эксперт в области регулирования информационно-телекоммуникационных технологий и интернета.

Марина Золотова. На TUT.BY с 2004 года. Закончила филологический факультет БГУ и аспирантуру Института (тогда еще) языкознания Национальной академии наук. Работала в ряде белорусских СМИ. Руководит работой мультимедийной редакции из 25 штатных сотрудников. Преподавала и участвовала в различных образовательных программах и семинарах для журналистов и специалистов в области новых медиа, в том числе на Би-би-си, РИА Новости и др.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: