«Мы есть то, что мы едим и пьем»,- говорят китайцы.В самом деле, человек — это открытая система, обменивающаяся с окружающей средой веществом и энергией. Это справедливо и по отношению к информации, которую человек получает и отдает во внешний мир.
Ежедневное общение с «ящиком», незаметно для нас самих, формирует информационную «личность», то есть, вкусы и симпатии, оценки и, в конечном счете, — наше поведение. «Человек медийный» - это продукт всех тех волн, которые через него проходят. Не полностью, конечно, но в значительной мере. Мы есть то, что мы смотрим.
В прошлый раз я приводил данные опроса, проведенного на сайте «Космос-ТВ». Опрос показал, что среди явных приоритетов абонентов этой кабельной сети – зарубежные каналы качественного телевещания – то есть, такие, которые, в первую очередь, свободны (насколько это возможно) от прямого идеологического влияния, во-вторых, предоставляют объективную информацию, в третьих – несказанно расширяют кругозор и интеллектуальный багаж зрителя.
Но нас удивит, наверное, что десятки таких зарубежных телеканалов занимают в совокупности всего… около 18% от общей зрительской аудитории в Беларуси. Впрочем, восемь лет назад эта цифра была в два раза меньшей.
«Все есть число», - сказал небезызвестный Пифагор. Действительно, наши смутные симпатии и антипатии, собранные профессиональными методами на большом количестве материала, яснее всего говорят, каковы мы, зрители, на самом деле. Если мы хотим разобраться, что в действительности происходит, лучше опираться на объективные данные.
А в действительности происходит вот что. Абсолютным лидером зрительских предпочтений (и уже долгие годы) в белорусском телепространстве является ОНТ. Его среднесуточная доля от общего числа зрителей составляет почти 25% - то есть, каждый четвертый белорусский гражданин регулярно общается именно с этим каналом. На втором месте – НТВ-Беларусь (около 18%), на третьем – РТР-Беларусь (почти 14%), на четвертом – Беларусь-2 (менее 10%), на пятом – Беларусь-1 (менее 8%). СТВ довольствуется менее чем пятью процентами. Аутсайдер.
Но это только абрис, общий контур. В пределах этого контура можно отметить детали, которые конкретизируют картину.
Прежде всего, лидируют те каналы, которые «сидят» (точнее было бы сказать: паразитируют) на дорогом продукте ведущих российских каналов. К тому же еще и цензурируют их, выбрасывая то, что по идеологическим причинам не устраивает белорусское руководство.
Как мы видим, чисто белорусские программы в первой пятерке занимают последние места. То есть, как и в политическом, так и в коммуникационном смысле суверенитет Беларуси более чем сомнителен. Если мы живем на российские деньги, то и «музыку» должны слушать соответствующую.
Слово «музыка» здесь звучит почти в буквальном смысле. Очевидная развлекательная направленность российских телеканалов вылепила и информационный облик белоруса. Если лет пять-шесть назад он еще интересовался общественно-политическими программами, то теперь на первых местах среди его, белоруса, предпочтений – развлекательные программы и сериалы. Каков уровень этих программ и сериалов – тема отдельного разговора. Но, так или иначе, белорус на них «подсел», и довольно прочно. Насколько прочно и устраивает ли такое положение нашего зрителя – вопрос открытый.
Здесь, очевидно, имеет место такой интересный факт. Предпочтения аудитории в такой же мере сформированы сложившейся структурой вещания, в какой и определяют ее. Каналы вещают, зритель (обычный, массовый, не очень требовательный) привыкает к низкопробной кинопродукции, бесконечным викторинам и конкурсам, «желтым» ток-шоу, концертам и всяческой попсе. Затем он заявляет о своей привычке смотреть подобное телевидение. Ничего другого он заявить не может, потому что иного не видел.
Требовательная же публика, в негодовании отворачиваясь от опостылевшего экрана, все равно присутствует возле него, обеспечивая, помимо своей воли, необходимый рейтинг. Возникает некий порочный круг, воспроизводство некачественного телевидения, которое неспособно выполнять свою главную социальную функцию: быть для миллионов людей окном в реальный мир, «очеловечивать обстоятельства», по выражению философа.
Вместе с тем, долговременные, многолетние наблюдения показывают и тенденции, имеющие инерцию и целеустремленность паровоза. Например, если, начиная с 2000-го года, максимальная доля Первого национального канала (сейчас Беларусь-1) достигала 15%, то к сегодняшнему дню, как мы видели, эта доля не «переваливает» черту в 8%.
В 2004 году объективные социологические исследования отразили и картину отношения зрительской аудитории к главному телеканалу страны. Почти 40% всех опрошенных телезрителей относились к БТ резко негативно, 7,4% – категорически позитивно. Стойкие «пофигисты» составляли 8,4%. Остальные – вялое «болото», колебавшееся вместе с линией провластного ТВ. То есть, восемь лет назад именно критики являлись доминирующей частью аудитории. Поэтому ничего удивительного нет, что доля регулярно смотрящих главный белорусский канал уменьшилась почти в два раза.
Однако если смотреть в разрезе возрастных категорий зрителей, то люди старше среднего возраста традиционно составляют основную долю аудитории трех лидеров отечественного телепространства, а также БТ-1 и БТ-2. При этом РТР-Беларусь стал в большей степени «женским» телеканалом (очевидно, из-за большого количества сериалов), а БТ-2 – преимущественно «мужским», поскольку значимые спортивные трансляции перекочевали сюда с других белорусских каналов. Чемпионат Европы по футболу 2012 был превосходным подтверждением этому.
Молодежь все больше смотрит нишевые, тематические зарубежные каналы или вообще отказывается от общения с «ящиком», предпочитая ему Интернет.
В прошлый раз мы говорили и о той части нашего населения, которая самостоятельно привинчивает «тарелки» спутникового телевещания и проявляет бОльшую активность в выборе телесобеседников. Эта черта характерна для сельского населения, не охваченного кабельным вещанием: у нас в стране зарегистрировано 524 кабельных оператора, предлагающих абоненту десятки каналов в 259 населенных пунктах. Несмотря на это, все больше людей стремится общаться непосредственно с космосом.
Обобщая, рискнем заявить, что городское население перекочевывает на зарубежные (восточные и западные) каналы, которые транслируют кабельные операторы. А сельское, пусть и медленно, но неуклонно разворачивает свои параболы навстречу прямому спутниковому вещанию. Молодежь, в силу возрастных особенностей, делает то же самое или вообще уходит в социальные сети.
Родное Белорусское телевидение (во всех его ипостасях) все больше превращается в резервацию для людей преклонного возраста.
При подготовке этой публикации использовались материалы социологической лаборатории «Новак».