ОБ АВТОРЕ

Окончила факультет журналистики БГУ, Высшую школу журналистики им. М. Ваньковича в Варшаве.

Работала корреспондентом в "Газете Слонімскай", журналистом в онлайн-проекте Ximik.info, была автором и ведущим программы "Асабісты капітал" на телеканале "Белсат".

С 2010 года  координатор кампании ОО "Белорусская ассоциация журналистов" - "За якасную журналістыку".

Член Правления БАЖ.

Руководитель проекта Mediakritika.by

Вы здесь

Юзайте смартфоны, фрэнды!

Если вы думаете, что речь пойдет о современных гаджетах, с помощью которых прогрессивное человечество знакомится, общается, читает прессу, ищет новости, покупает и продает все, что нужно и не нужно, то спешу вас разочаровать. Я о языке и о рекламе, и о языке рекламы, о рекламе языка.  И еще немного о радио.

Признаться, радио я слушаю только в машине. А значит немного, нечасто и не всегда вдаваясь в детали трансляции. Есть музыка – хорошо, хорошая музыка – еще лучше. Новостные блоки на FM-станциях для меня давно уже перестали быть информативными. Кто, как и по какому принципу отбирается сообщения, большая загадка. Потому безболезненно их пропускаю, зная, что стоит открыть свой смартфон, за три минуты узнаешь все, что произошло в стране и мире за день. Но я все же не о смартфонах…

Недавно один известный мобильный оператор запустил на радио свою рекламную кампанию. Не услышать ее, даже если очень увлечен дорогой, кажется, просто невозможно. И, наверное, пиарщики посчитают такую оценку своим успехом. Нет, даже наверняка! Но я не о пиарщиках, хотя и немного и о них, конечно…

Хорошо поставленным радийным голосом женщина (почему-то мне представляется такая интеллигентная дама около 35-40, но, вполне возможно, обладательница голоса куда моложе) зачитывает рекламный текст о «инстаграмках» и прочих преимуществах гаджетов от мобильного оператора, который заканчивается призывом «Юзайте смартфоны, фрэнды!»

Такой ненатуральный призыв для человека, который хорошо знаком с русским языком и совершенно не стесняется слов «используйте» и «друзья». Но рекламщики написали текст, дали денег и, значит, нужно читать.

На кого рассчитана эта реклама? Очевидно, что в первую очередь, на тинейджеров, для которых «юзать» и «лайкать» - самый что ни на есть современный русский язык. На тех, кто может отличить хипстера от хиппи, кто знает, что означает ИМХО и давно употребляет ЛОЛ вместо «смешно». Для тех, кто знает, что «яблочник» - это не любитель яблок и даже не садовник, а обладатель продукции компании Apple…

Язык умирает каждый день, но и рождается тоже. Увы (или к счастью) он живой. Но все же стоит ли спешить с его похоронами? Нет, я – не ханжа, и тоже частенько в социальных сетях прибегаю к сокращениями и выражаю свои эмоции в стиле «ми-ми-ми». Но как представлю себе, как те самые тинейджеры, которые «юзают смартфоны», наслушавшись радио, пишут школьные сочинения…

«На мыло написала я. Чо надо? Забань, если чё…»

Как-то так, наверное, будет звучать хрестоматийное письмо Татьяны:

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Образовательная функция медиа давно стала анахронизмом. Современное поколение только хорошенько «погуглив» (еще одно новое словечко, прочно вошедшее в обиход «юзеров»), узнает, что была когда-то «АБВГДейка», которая «учеба и игра». Сейчас же образовательных передач на телевидении, а тем более на радио, днем с огнем и даже с «гуглом» не сыщешь.

Вот и выходит, что эталоном языка и грамотности становится то, что им, увы, быть не может – язык медиа и рекламы. А в нем уже давно, кто во что горазд: и голливудские бестселлеры рекламируют (хотя «бестселлер» может относиться только к книгам), и «большую половину»  ищут (хотя половина она везде половина), и «две-три альтернативы» находят (хотя альтернатива – одна из двух взаимоисключающих возможностей).

Хорошо это или плохо? С моей точки зрения, вывод однозначный – плохо. При том, что слэнг, как и крепкий мат, вполне имеет право на жизнь, просто для обоих есть свое время и свое место. А говорить все же следует на языке. И медиа тоже. Даже если это реклама, даже если ее «таргет-груп» - хиппи и хипстеры.

Оценить материал:
Голосов еще нет
распечатать Обсудить в: